Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Место водителя / Identikit (1974)


Место водителя
Средняя оценка: оценка: 4
1974. Италия. 102 минуты.
Жанр: детектив / драма.

Режиссер: Джузеппе Патрони Гриффи.
Сценарий — Джузеппе Патрони Гриффи, Рафаэль ла Каприа по роману Мюриэль Спарк,
оператор — Витторио Стораро,
композитор — Франко Маннино.

В главных ролях: Элизабет Тейлор.
В ролях: Йен Банен, Гвидо Маннари, Мона Уошборн, Энди Уорхол и др.

Версия для печати

Серджио Леоне: Рецензия на фильм "Место водителя"

Место водителя оценка: 4

"Место водителя" — экранизация экзистенциального романа английской писательницы Мюриэль Спарк. К сожалению, данное произведение на русский язык никогда не переводилось, в сети я не нашел и электронной версии книги (даже на английском языке). Поэтому сравнить фильм и экранизацию, увы, не смогу. Но, судя по тем данным, которые есть в википедии, роман все же раскрывает главную изюминку фильма уже в третьей главе и является исследованием произошедших событий, тогда как кино представляет из себя девственно чистое действие от начала и до конца. Режиссер для экранизации также подобрался очень необычный — Джузеппе Патрони-Гриффи, который одновременно профессионально ставил пьесы Джона Форда и эротику с Лаурой Антонелли. Впрочем, особую известность он получил как театральный режиссер, который работал с самим Жаном Кокто

Удивительно, но факт — по некоторым сведениям, этот фильм "ходил" в России еще в эпоху подпольного видео, потом вышел легально на VHS, а позднее повсеместно исчез, в том числе и из ассортимента вездесущих "пиратов". Нет его и в отечественных "пиринговых" сетях. Тем не менее, кино это если и не шедевральное, то по меньшей мере вызывающее много вопросов. Точнее, загадывающее множество загадок. По сути, "Место водителя" — это своеобразный европейский экзистенциальный "Малхолланд-драйв". В этой истории все туманно: герои, цели, персонажи и фатальный финал.

Главная героиня — "старая дева" Лиза(Элизабет Тейлор) после примерки "шмоток" решает поехать на отдых в Италию. Кто она? Откуда она? Зачем она туда едет? Мы этого не знаем и не узнаем. В аэропорту неожиданно выясняется, что за каждым шагом Лизы следит "Интерпол". Почему? Возможно, из-за перепалки с сотрудниками таможни на нее падает подозрение, возможно, ответ лежит в ее прошлом, возможно … За ней начинают следить. Однако, она этого так и не заметит. Тем не менее, все встреченные ею мужчины рано или поздно попадают в пыточную комнату для допросов, в которой у них тщетно пытаются узнать что-либо о ней. Герои совершенно разные: помешанный на здоровье и сексе пассажир самолета, в котором она летела, писательница, жиголо-автомеханик и т.д. Лиза не хочет секса и ей не нужно общество. Однако с самого начала она твердо знает свою конечную цель. Интрига складывается помимо ее желания, а подозрения спецслужб усиливаются, когда в ее присутствии настоящие террористы устраивают взрыв. Лиза намеренно оставляет паспорт в машине такси. В аэропорту неизвестный пассажир (в исполнении Энди Уорхола) дарит ей книгу Ричарда Нили — "Walter Syndrome". Однако Лиза через несколько дней возвращает ему книгу с репликой: "Она мне больше не нужна".

Режиссер ставит историю типичного героя романов Ромена Гари (только без их сентиментальных собачек и личных историй), показанного с объективной стороны. Именно поэтому просчитанный финал становится для зрителя и его героев окончанием некоей неведомой игры. Десятки неизвестных и непонятных персонажей, реплик, террористов и вездесущих спецслужб. В данном случае Лиза становятся случайным героем. Не более чем систематизирующей программой — "драйвером", который запускает весь механизм. Неслучайно режиссер выбрал в качестве оригинального называния нейтральное "Словесный портрет", оставляя аналитическое "Место водителя" оригинальному произведению. Фильм не пытается провести анализ. Систематизация героев предлагается зрителю. Это отличное кино, снятое мастером своего времени и содержащее в себе сложную загадку. Однако единственная доступная версия все же не позволяет в полной мере оценить превосходную операторскую работу Витторио Сторарро. Да и для отстраненного и внимательного просмотра не помешал бы качественный перевод.

(05.09.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: