Доктор Кристо Бедойа (Джан Мария Волонте) возвращается в родной городок спустя 27 лет по просьбе мэрии, — руководство города хочет, чтобы он возглавил местную больницу. Но подлинная цель Бедойи другая: провести реконструкцию событий, которые 27 лет назад повлекли смерть его друга Сантьяго Насара (Энтони Делон). Дело в том, что эта смерть не давала ему покоя и сильно отравляла чувство ностальгии. Может быть, поэтому фильм начинается этак притопленно. Через залив, а потом вверх по реке доктора везет какое-то диковинное, полупритопленное судно, каких я никогда не видел в своей жизни, черпающее бортами воду, а носом и вовсе уходящее под. Точно также полупритоплен и городок Бедойи, — словно воспоминания, полустертые временем.
Начало картины вполне вдохновляющее, но дальнейшее развитие событий заставит зрителя скучать.
"Крылатый заголовок" романа Гарсии Габриэля Маркеса говорит о намерениях, о которых все знают. Это напоминает, как заметила Ю.У., советский мультфильм из серии "Ограбление по…", — в данном случае, по-итальянски. "Джованни, когда ты, наконец, ограбишь банк?" Когда Джованни, наконец, идет грабить банк, об этом знает его семья, друзья, соседи, полиция, и они все вместе идут смотреть, как Джованни будет грабить банк. Точно также у Маркеса весь город знает, что братья Викарио хотят убить Сантьяго Назара, который обечестил их сестру Анхелу (Орнелла Мути). Как я понимаю, фильм должен был стать чем-то вроде "Расемона" Акиры Куросавы. Иначе говоря, зритель должен увидеть несколько разных точек зрения на одно и то же событие. Но проблема в том, что именно братья Викарио убили Сантьяго (это случилось на глазах всего города). Детективная интрига исчезает, остается мелодраматическая: правда ли, что именно Сантьяго обесчестил Анхелу или, может, она соврала в каких-то своих целях? Этого маловато для увлекательного фильма, но, может, и хватило бы. Если бы не основная беда: вместо нескольких точек зрения в картине имеется только одна: ностальгирующий, замедленный взгляд Кристо Бедойи, который предается ретроспективным воспоминаниям, ходит по местам своей молодости и неторопливо беседует со своими современниками.
Нелегко досмотреть этот фильм до финальных титров!