Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Лолита / Lolita (1962)


Лолита
Средняя оценка: оценка: 2
1962. США / Великобритания. 152 минуты.
Жанр: экранизация.

Режиссер: Стенли Кубрик.
Сценарий Владимир Набоков, Стенли Кубрик,
оператор Освальд Моррис.

В главных ролях: Джеймс Мэйсон, Сью Лайон.
В ролях: Питер Селлерс, Шелли Винтерс.

Награды:
1963 — самый многообещающий женский новичок — (Золотой Глобус).

Интересные факты о фильме:

Джеймс Мэйзон был первым выбором Стенли Кубрега и продюсера Джеймса Харриса на роль Гумберта Гумберта, но он отпал из-за ангажемента на Бродвее. Лоренс Оливье отказался по совету своего агента. Кубрег подумал о Питере Устинове, но потом передумал. Харрис предложил Дэвида Найвена, Найвен вроде бы согласился, но вскоре включил задний ход из-за того, что спонсоры его тв-шоу могли быть против. Мэйзон тем временем ушол из бродвейской пьесы и присоединился к съёмочной бригаде. Харрис отвергал слухи, что Ноэл Коуард тоже отказался от роли.

Питер Селлерс придал своему герою, Клэру Квилти, голос Стенли Кубрега.

На роль Гумберта Гумберта рассматривался Эррол Флинн, но он умер прежде чем фильм был снят

Сью Лайон была выбрана на главную роль частично из-за размера своих буферов. Стенли Кубрег опасался, что цензоры обозлятся, если будет использована актриса с маленькими буферами для изображения сексуально-активной тринадцатилетки.

В первой сцене, Квилти говорит "Я — Спартак", это аллюзия на другой фильм Стенли Кубрега, "Спартак".

Знаменитые очки в виде сердечек, которое носит Лолита, появлялись только на рекламной фотосессии Берта Стерна. В фильме Лолита носит обычные солнечные очки.

Потому как цензоры не могли себе позволить и намёка на педофилию, возраст Лолиты был увеличен с 12 до 14.

Марлон Брандо и Дэвид Найвен также рассматривались на роль Гумберта Гумберта.

Кубрег вообще-то хотел, чтобы роль Лолиты исполнила Джоуи Хизертон, но её отец, Рэй Хизертон, сказал "нет" из опасения, что его дочурку станут приглашать только на роли неразборчивых сексуальных котят.

Один из рассматриваемых вариантов концовки был, что Гумберт Гумберт и Лолита поженились в одном из штатов, где разрешены подростковые браки, эта концовка должна была умаслить цензоров.

Оригинальный сценарий Набокова сильно отличался от романа, но и из него Кубрег использовал лишь часть, хотя Набоков и попал в титры. Набоков позже опубликовал это как "Лолита: сценарий". Отвергнутый сценарий предполагал появление Набокова в эпизодической роли "чудака с сачком" (Набоков славился своей любовью к чешуйчатокрылым).

На роль Лолиты пробовались порядка 800 девчушек...

Роль Гумберта Гумберта предлагалась и Кери Гранту, который её с негодованием отверг.

Хотя в общем Набоков был не против экранизации его книги, в последствии он пожалел, что в пустую убил столько времени на написание сценария, который был безжалостно порезан во время съёмок.

Это был первый фильм, который Стенли Кубрег спродюсировал самостоятельно в Англии.

почёрпнуто с imdb.com

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru. Цена — 337 рублей


Алексей Нгоо: Лолита Кубрика-Рубрика

оценка: 2

Вчера збылась мечта идиота. Вернее — как мечта, просто желание, несуетное такое мечтание, лёгкая фантазия на тему — сходил-таки на кубриковкую "Лолиту" в кинематограф.

Ни для кого не секрет как я люблю Nabokoff и как почитаю его за главного писателя 20 века (вместе с Сашей Соколовым и Пушкиным, который всегда живой) и так же никогда я не делал секрета из того, как мне весьма понравилась эдриенлайновская экранизация "Лолиты", точно уловившая тот нарождавшийся постмодернизм, который был пойман за короткий его хвост в рассматриваемой книжке.

Будучи проездом, я как-то обронил, что лайновский фильм — лучшая экранизация этой книги, и один пепс с двуногой табуретки собственного малорослого снобизма кинул мне, что, мол, ты не смотрел ни кубриковской лолиты, ни какой-то там ещё, как ты можешь утверждать, что лайновская версия самая лучшая. И я ему подробно объяснил, что не обязательно все вещи на земле постигаются эмпирическим путём, что иногда достаточно сопоставить факты и напрячь извилины, чтобы понять, что кубриковская "Лолита", скорее всего гамно. Об ей никто не вспоминает, она не числится в киношедеврах, значит не покатила, значит не ухватил Кубрег своими кривоватыми лапками суть книжки. Тогда как у Лайна пойман реально Nabokoff — его тонкие игры со смыслами, с положениями и с фактами. Я даже помню сказал тогда, что лайновская "Лолита" — вообще лучшая экранизация Nabokoff, и что скорее всего её никто никогда не переплюнет.

Почему? Потому что Лайн — какбы не режисёр вовсе, он тонкий постановщик, лишённый собственного кинемотографического "я". Кубреги, Фассбиндеры, Чёртывступе могут хоть уписаться, экранизируючи Nabokoff, но это будет не Nabokoff, это всегда будет Кубрег, Фассбиндер, Чёртавступе — хорошо это или плохо. Тогда как у Лайна будет именно Владимир Владимирович, и что характерно, будет только один раз, тот самый когда звёзды сложились кубиком, приложились Доминикой Суэйн и Айронзом и их пёрло.

Как оказалось, я был прав. Мои подозрения подтвердились — человек опять победил обезъяну и филем оказался гамном. В сущности, то, что снял Кубрег было не "Лолитой", это был "Доктор Живаго" с Омаром Шарифом, это была Наташа Ростова на балу у МетроГолдвинМайер, дурная перепевка "Унесённых ветром", или — подставьте любую чёрно-белую экранизацию классики, желательно похуже качеством, и не ошибётесь. Полуобразцовый голивуцкий фильм 50-х годов, снятый в самой кондовой манере — с плохими актёрами, играющими пошло и за деньги, перелопаченным ради благосклонности цензоров сюжетом, из коего убрато всё, что мешает развитию фабулы, и невнятным, убогим киноязыком. Чистый, выпотрошенный скелет "Лолиты" для слезливых барышень, без даже намёка на магию текста Nabokoff.

Невнятная мелодрама, глянцевая голивуцкая простирня от которой так хотелось спать все два с половиной часа! Гумберт с Лолитой даже не поцыловались за весь филем ниразу! Но не надо ничего говорить про цензуру — им просто было противно целоваться. Лайн мог бы вырезать все поцелуи из своего фильма, но между Айронзом и Суэйн было такое напряжение, что тока зарницы не полыхали, эротизм пёр из них на экран и сползал с телевизора. У Кубрега же — убитый вечер, бескровный тоскливый променад, игра в крестики-нолики между малознакомыми и неинтересными друкдруку людьми.

А в конце? Когда Айронз приезжает к Лолите и мы видим как изменилась Лолита не стока внешне, скока внутренне! Суйэн действительно играла повзраслевшую девушку, которая уже забыла всё, у которой другая жизнь. И Айронс смотрел на неё и очевидным становилось, что его Лолиты больше нет, какая трагика! И всё на уровне эмоций, взглядов, недомолвок. А тут, бля, как в Шерлоке Холмсе, када они вечером садились перед камином, жрали воттку и Шолмс рассказывал вечно недогоняющему Ватсону как было дело. Лолита сидит на стуле и пересказывает сюжет фильма, как будто мы йопт детектив какой-то смотрели, а этот старый пень Гумберт слушает её и жуёт сопли. Бррррр.

Единственное, что удалось в фильме — это проходная для Nabokoff роль Квилти, который в книге просутствует таким полутенью, полунаброском. В фильме же на фоне убогих Гумберта и Лолиты, он вырастает до вселенских масштабов. Играющий Квилти Селлерс затмевает всех и вся, пяти его появлений на экране ждёшь как глотка воздуха — только он и играет в этой малобюджетной постановке. Более того, Кубрег с его помощью как у него это принято меняет суть фильма — заместо напряжения "Лолита-Гумберт" предлагается странный трегольник с одной незвестной стороной — Квилти, посланник внешнего мира дурачащий незадачливых любовников и готовящийся к роли в "Докторе Стренджлаве". Отлично. но при чём тут Nabokoff, при чём тут "Лолита"?! Захотелось на чужой славе деньдат срубить? Не даром Nabokoff был недовольным. Он мог бы вообще с чистой совестью замочить Кубрега, и я бы, например, не разу бы его не попрекнул за это:).

Потому что для будущего светилы кинемотографа иметь в резерве такой откровенно слабый и скучный фильм — позор. Это всё равно, что Джармуш бы начал со "Свадебного переполоха", или Содерберг — с "Ложь, секс и видео"! Я шол домой и думал, а может напрасно все носятся с этим Кубрегом? Ведь что остаётся в душе после "Заводного апельсина"? Эстетика. Что после "Одиссеи 2001"? Эстетика. Что после "Широко закрытых глаз" — голая Кидман. А как же содержание?! Как же волшебные моменты когда режисёр образами подталкивает нас к какой-то мысли, или заставляет поверить в достоверность собственных воспоминаний, когда он передаёт эмоции? К Кубрега этого нету! И более всего у него этого нету как раз в "Лолите" — выхолощенной телеверсии неплохой и тонкой книги.

(01.12.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: