Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Падение дома Ашеров / La Chute de la maison Usher (1928)


Падение дома Ашеров
Средняя оценка: оценка: 3.5
1928. США / Франция. 63 минуты.
Жанр: мистика / сюрреализм-авангард.

Режиссер: Жан Эпштейн.
Сценарий — Луис Бунюэль, Жан Эпштейн по рассказу Эдгара Аллана По,
оператор — Жорж и Жан Лукас.

В главных ролях: Жан Дебюкур, Маргерит Ганс, Чарльз Лэми.
В ролях: Фурнье-Гоффар, Абель Ганс и др.

Интересные факты о фильме:

- Луис Бунюэль, работавший ассистентом режиссера, ушел из картины после того, как Эпштейн решил проигнорировать сюжетные повороты рассказа Эдгара Аллана По.

- несмотря на название, Эпштейн соединил два рассказа По — "Падение дома Ашеров" и "Овальный портрет".

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Падение дома Ашеров"

Падение дома Ашеров оценка: 3.5

"Настоящая трагедия в остановке. Она угрожает всем лицам. Она в шторе на окне и дверном засове. Каждая капля чернил может вызвать ее цветение на кончике пера. Она растворяется в стакане с водой. Вся комната насыщена драмой во всех ее стадиях". Жан Эпштейн о "Тайнах Нью-Йорка".

Эпштейн очень талантливо работает с киновременем, и "Падение дома Ашеров" — лишнее тому подтверждение. Разочаровавшись в коммерческом кино (несмотря на свои авангардные работы, Эпштейн не чуждался снимать коммерческие картины, но они не принесли желаемого дохода) и придя к выводу, что денег, снимая фильмы, заработать все равно нельзя, режиссер вернулся к экспериментам. Он объединил два рассказа Эдгара По и создал на экране историю поглощаемого страшным и одиноким поместьем Родерика Ашера, жена которого постепенно угасает, отдавая свои силы портрету. Маделейн умирает, а художник даже не замечает этого, наслаждаясь мерцанием глаз портрета. После похорон женщины в поместье начинают происходить странные вещи, завершающиеся разрушением дома. Не могу сказать, что искажение лаконичного готического рассказа По получилось удачным — Родерик то приобретает демонические черты (он выпивает жизнь Маделейн, чтобы создать идеальный портрет), то превращается в классического одержимого влюбленного. Изменение концовки лишило "Падение" его впечатляющей кульминации. Однако визуализация сюжета действительно мастерская. Соединение эстетики упадка, тлена, опустошения с мистическими нотами вдохнуло в зловещее поместье Ашеров настоящую жизнь.

Могильщики тащат гроб, но сзади кажется, что они несут вуаль, что-то легкое, оставшееся от Маделейн, и эта вуаль как будто цепляется за пол, не хочет покидать зал. Эпштейн манипулирует весом предметов в кадре — падение маятника замедляет время, он выглядит тяжелым, с трудом рассекающим воздух; легкое, проницаемое полотно взмывает над болотными пустошами. Периодически дом как будто выпадает из общего направления жизни — и персонажи начинают двигаться невыносимо медленно, увязая внутри, словно насекомые в смоле. Рапид увеличивает интенсивность переживания, актеры отдаются спонтанности, но одновременно рапид Эпштейна сильно утяжеляет. Действия героев приобретают нечеловеческий характер, персонажи неторопливо становятся важными манекенами внутри черной коробки зала. Все вязкое, безнадежное, холодное. Если увядание может происходить с одержимостью, то Эпштейну удалось передать мрачную и экстатическую одержимость Родерика Ашера, который вязнет с жестоким удовольствием, наблюдая за размытием образов внутри замка. Думаю, что растворение дома в других измерениях должно выглядеть именно так. Даже механизмы и вещи теряют свою определенность, превращаясь в остановившиеся и разрушенные объекты, не образующие системы. Белые страницы книги становятся бессмысленными в черноте отсутствия времени. Белое, сумасшедшее лицо Родерика резко выделяется на фоне глухой тьмы.

Стол, за которым периодически сидят герои, показывается из угла, камера располагается снизу, за счет чего стол кажется островом, который постепенно поглощается безразличным замком. Эта темнота не враждебна, а чужда. Она не отторгает, а не замечает людей, развиваясь в какофонии струнных и нервных, разрозненных звуках клавишных, чтобы ожить и ворваться в особняк черным ветром, несущим прах. Многократная экспозиция еще сильнее расслаивает реальность. Сэр Родерик считает себя медиумом, но это только безумие и ничего более, могущество трансформации ему не принадлежит. При этом Эпштейн не смог удержаться от того, чтобы спасти героев, и это значительно уплощает картину, потому что переход замка из одного плана в другой превращается с таким финалом в заурядное крушение злобных сил. Доведя приемы немого кино фактически до виртуозности, Эпштейн принес их в жертву мелодраматическому окончанию.

(23.10.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: