Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Третий человек / The Third Man (1949)


Третий человек
Средняя оценка: оценка: 4.5
1949. Великобритания. 104 минуты.
Жанр: нуар.

Режиссер: Кэрол Рид.
Сценарий: Грэм Грин, Александр Корда, Кэрол Рид, Орсон Уэллс,
оператор: Роберт Краскер,
Композитор: Антон Карас,
Продюсеры: Кэрол Рид, Дэвид О.Селзник.

В главных ролях: Алида Валли, Джозеф Коттен, Орсон Уэллс, Тревор Ховард.
В ролях: Бернард Ли, Эрнст Дьютч, Зигфрид Брюэр, Уилфрид Хайд-Вайт, Пауль Хербигер и др.

Награды:
Оскар — лучший оператор (1951)
Британская киноакадемия — лучший британский фильм (1950)
Каннский кинофестиваль — Гран-при (1949)

.

Интересные факты о фильме:

- слухи говорили о том, что Орсон Уэллс сам писал диалоги Лайама и снимал этот фильм. В пользу этого говорит ряд выбранных визуальных решений. Но сам Уэллс настаивал, что фильм полностью снят Кэролом Ридом.

- фильм снимался в Вене с 22 октября по 11 декабря 1948 года.

- Орсон Уэллс отказался лезть в канализацию. Вместо него за канализационную решетку хватается руками Кэрол Рид.

- в оригинальном сценарии закадровое повествование ведется от лица майора Холлоуэя.

- Уэллс имел возможность выбирать: либо получить фиксированный гонорар за съемки в фильме, либо получить процент со сборов. Он выбрал первое и крупно проиграл.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Нуар №1

Третий человек оценка: 5

Удивительно, но лучший нуар, который мне довелось посмотреть, снят англичанами, а его действие происходит в Вене 1945 года. Впрочем, автор романа и сценарной адаптации – Грэм Грин, и главные действующие лица фильма (протагонист и антагонист) – американцы.

Испытывающий финансовые неурядицы писатель Холли Мартинс, автор дешевых вестернов, приезжает по приглашению старого друга и одноклассника Гарри Лайма в Вену. Тут для него найдется работенка. Однако встреча друзей обламывается: прибыв по адресу, Мартинс узнаёт от консьержа, что Гарри мертв. Его накануне сбил грузовик. На похоронах Мартинс видит несколько людей, в том числе красивую молодую женщину (итальянская актриса Алида Валли). Но разговориться ему удается лишь с майором английской военной полиции Холлоуэем. Тот заявляет, что исключительно рад смерти Лайма, ибо тот был гнусным рэкетиром, а Мартинсу советует убираться в благословенную Америку.

Тем не менее, Мартинс решает остаться. Во-первых, Гарри был его другом, во-вторых, Мартинс не верит в то, что Гарри скурвился и умер негодяем. В-третьих, вызывают подозрения обстоятельства смерти. Местные друзья Гарри, а также сам Холлоуэй уверены, что тело Гарри отнесли на тротуар двое людей, а консьерж, который не стал давать показания полиции, сообщил Мартинсу, что их было не двое, а трое. Кто третий человек? Мартинс принимается за расследование.

"Третий человек" безупречно снят. Изумительная операторская работа, великолепная постановка света. Каждый кадр обладает потрясающим магнетизмом. Трудно поверить, что фильм снят на натуре. Наконец, "Третий человек" — очень нетипичный фильм-нуар. Темная и мощная волна нуаров угасла к концу 40-х годов, и "Третий человек" поставил точку. Ничего лучше уже не снимут. От классических нуаров "Третий человек" отличается необыкновенной легкостью. Если сравнить с фильмом Кэрола Рида тяжеловесную стилизацию под нуар "Плохой немец" Стивена Содерберга (где действие происходит в послевоенном Берлине) или даже любой классический нуар, то можно сказать так: классический нуар – это бурбон, а "Третий человек" — игристое вино. Фильм сделан с иронией, присущей более позднему постмодернисткому кино. Действие развивается стремительно, сюжет, можно сказать, летит на крыльях ночи, у зрителя захватывает дух. Наконец, фильмы современиков Рида утяжелялись за счет музыкального сопровождения, оркестровая музыка звучала в кадре практически постоянно, а Рид обходится одной лишь цитрой. В фильме присутствует национальный австрийский колорит, и колорит интернациональный: англичане, американцы, русские.

В "Третьем человеке" задействованы очень харизматичные актеры. Их харизма не может раствориться в мрачном мире лжи, обмана, спекуляций и преступлений против человечества. Даже Гарри Лайм (Орсон Уэллс) по-своему обаятелен и в какой-то мере вызывает сочувствие. Очевидно, что в какие-то моменты Уэллс сознательно подражает Петеру Лорре в "М". Убийца М и убийца Гарри таковы, потому что не могут быть другими. Орсон Уэллс придумал отличный монолог для своего героя, когда Лайм и Мартинс подымаются над Веной на колесе обозрения, и люди внизу превращаются в букашек, не достойных (по мнению Лайма) сожаления. Хрестоматийная сцена! Легко проводятся параллели фильмом Ланга и фильмом Рида: Ланг показывал предвоенную империю, Рид – послевоенную. Всех местных преступников вроде М перебили, но свято место пусто не бывает, — преступники приходят вместе с победителями из-за бугра. В конце картины Лайма будут загонять как зверя, и его постигнет судьба М.

"Третий человек" — неувядаемая классика кино.

(06.07.2009)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Рецензия на фильм "Третий человек"

Третий человек оценка: 4

Фильм по сценарию, написанному таким писателем, как Грэм Грин, просто не может быть плохим. А если главного негодяя в нём играет Орсон Уэллс, то тут резюме однозначное: эта картина, конечно, из разряда маст сии.

Однако не закрученный гриновский сюжет, и отнюдь не лёгкая уэллсовская игра стала для меня в этом фильме главным. Сегодняшний зритель, думаю, должен в первую очередь оценить декорации картины: действие разворачивается в послевоенной Вене. Разрушенный войной, но всё равно восхитительно прекрасный город, с древними зданиями, изящными улочками, и огромными пустырями, засыпанными кирпичами после бомбёжек, "сложная политическая обстановка", город закрытый, поделенный на четыре сектора (английский, американский, советский и французский), прекрасная замедленная "австрийская" немецкай речь, и бурная "скрытая" городская жизнь... думаю, что потенциал этой локации куда выше, и кто-нибудь из нынешних ещё раскроет его — и сделает это куда лучше, чем Содеберг*.

Ещё в картине совершенно очаровательная "нуарная атмосфера". Особенно запоминаются длинные тени на стенах домов — такое впечатление, что авторы фильма словно старались создать учебник по нуару — смотрите, дети, вот так вот надо снимать "настояшшый нуар". Вечная ночь, промозглый ветер, полуразрушенный город, длинные тени и финальная погоня в венской канализации, больше напоминающей средневековый замок... вам что, правда ещё интересно, какой там сюжет? Поверьте мне, что-что, а сюжет в этом фильме играет роль третьестепенную. История о дружбе, о любви, о том, что любая совесть продаётся, это вопрос цены, и с отвратительной пошлой сценой ближе к концу, где умирающие дети заставляют главного героя примкнуть к силам добра, потому что не каждая совесть продаётся, даже если дружба и двадцать лет вместе...

Кем-то там фильм считается величайшей картиной всех времён и народов. Не знаю, как на счёт "величайшей", но в мой личный топ-100 я бы её включил, просто как совершенно образцовый нуар. Лучшего образца жанра, думаю, не придумать.

*Вот только не надо мне в комментах рассказывать, что в этом фильме, мол, была Вена, а у Содеберга — Берлин и Потсдам. Я что, по вашему, совсем тупой, не знаю разницы? Разница в том, что в Вене есть развалины Штефансдома, а в Берлине и Потсдаме — нету.

(07.07.2009)

Версия для печати


Мор: Третий как дьявол

Третий человек оценка: 5

Шедевр. Великолепный многомерный нуар, демонстрирующий саму суть жанра — аморальность как зыбкость этических предписаний в свете обстоятельств, невозможность держаться четкой линии традиционной этики. День черен, как ночь, ночь населена гротескными персонажами, и ее пересекает простодушный писатель-детективщик, который попадет в самый эпицентр событий. Он приезжает в Вену, чтобы встретиться со старым другом, но прибывает, чтобы обнаружить, что Генри Лайм умер. Кого бы он ни распрашивал о том, что произошло, всегда чувствуется присутствие некоего "третьего", который видел больше и является ключом. Третий — тень из подворотни, намек, подвох. Выбор профессии главного героя лишь подчеркивает тяжесть фатума. Вена вальсов оказывается Веной опустошенных улиц, мрачных зданий, страшных бродяг, кривляющихся контрабандистов и покинутых женщин.

Фильм совершенно негуманен — дружба оказывается одной большой прорехой, бесхитростная жажда справедливости приводит к травле, а любопытство — к краху. Воздаяние больше походит на ад и смотрится жестокой издевкой, а любовь при другом угле зрения выглядит простым предательством. Кэрол Рид обнаружил идеальные пропорции, некий элексир совершенства. Это действительно безупречный фильм. Краскер (оператор) невероятен, тени завораживают, углы и объекты то помогают показывать, как осыпается под ногами идущего тропа, то превращаются в мышеловку, из которой нет выхода. Ну и, конечно, поразительная роль Орсона Уэллса, после которой сразу становится понятна его легенда.

You and me and the devil makes three.




Это мой любимый кадр:

Еще, конечно, старик с шарами и злобный мальчик на месте преступления, но тогда придется резать весь фильм.

(07.07.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: