Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Пелле-завоеватель / Pelle erobreren (1987)


Пелле-завоеватель
Средняя оценка: оценка: 4.5
1987. Дания / Швеция. 157 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Билле Аугуст.
Сценарий: Билле Аугуст, Пер Улов Энквист, Бьярне Рейтер (по роману Мартина Андерсена Нексе),
Оператор: Йорген Перссон,
Композитор: Стефан Нильссон.

В главных ролях: Макс фон Зюдов, Пелле Хвенегаард .
В ролях: Эрик Паске, Бьёрн Гранат, Астрид Виллом, Эксел Стробай, Троелс Асмуссен, Кристина Тернквист, Карен Вегенер.

Награды:
"Оскар" — лучший иностранный фильм.
МКФ в Каннах — "Золотая пальмовая ветвь".
European Film Awards — лучший актер (фон Зюдов), лучший молодой актер (Пелле Хвенегаард).
Bodil Awards — лучший фильм, актер (фон Зюдов), актер второго плана (Б.Гранат), актриса второго плана (К.Вегенер).
"Золотой глобус" — лучший иностранный фильм.
Guldbagge Awards — лучший фильм, лучший актер (фон Зюдов).
Robert Festival — лучший фильм, сценарий, оператор, художник, монтажер, звукооператор, лучший актер (фон Зюдов), лучший актер второго плана (Б.Гранат).
Young Artist Awards — лучший иностранный фильм, лучший молодой актер в иностранном фильме (Пелле Хвенегаард)..

Интересные факты о фильме:

Второй в истории кино датский фильм, завоевавший "Оскара". Первым был "Пир Бабетты", получивший приз годом ранее.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Шведские батраки в Дании

Пелле-завоеватель оценка: 4.5

Мне представляется неясным феномен появления таких фильмов на экранах. Фильмов некоммерческих, не проплаченных государством, но и не-артхаусных, исторических, но не пеплумов, медленных, но не скучных, и так далее, и тому подобное. "Пелле-завоеватель" — фильм, в котором нет заигрывания со зрителем. Режиссер не снимает шапку в ожидании, что сейчас в нее полетит звенящая валюта.

Итак, перед нами экранизация одной из четырех частей эпического романа датского классика Мартина Андерсена Нексё. Роман был опубликован в 1906 году, и я его, естественно, не читал (да он на русский и не переводился, что, кстати, странно. Ведь Нексё был другом советской власти). Поэтому не буду о романе, скажу только, что Нексё сам в детстве батрачил, а потому знал, о чем писал.

null Фильм получился мощным. Я подловил себя на мысли, что если бы поэту Некрасову (тому самому, что писал про лошадку, везущую хворосту воз, и про жизнь на Руси в целом) довелось увидеть этот фильм, он остался бы доволен. Неторопливая, эпическая по темпу история в духе "coming-of-age", но обладающая сильным, заводящим социальным пафосом.

null Начинается с того, что глуповатый, вернее, простоватый шведский старик Лассе со своим очень юным сынишкой Пелле среди других бедолаг-соотечественников плывут через Балтийское море в благословенную Данию, где "коньяк стоит дешевле, чем вода, где детям не нужно работать, и они могут целый день играть". Едут, короче говоря, в рай. Это очень яркая сцена, задающая настрой всему повествованию, ведь очевидно, что смутные очертания чужих берегов сулят персонажам совершенно определенную судьбу. И когда они остаются вдвоем на пристани, Лассе и Пелле, потому как один слишком стар для работодателей, а другой слишком молод… в свете уходящего дня, в красных отблесках райского заката, появляется волшебная колесница, запряженная десятериком летучих коней, и всесильным возницей – управляющим одного из сотен поместий. Дания обеспечит работой любого!

null И вот благодарные шведы всовывают головы в грязный хомут: Лассе становится скотником, а Пелле – пастушонком. Но не тем пасторальным, которого рисуют на фарфоровой посуде, а самым обычным, живущим в хлеву и регулярно терпящим унижения.

В фильме очень живописно изображен сельский быт. Селедка на Рождество, любовь молодого барина и бедной девки, разнузданный разврат хозяина усадьбы. Разом вспоминаются все классики русской литературы – от Карамзина с его "Бедной Лизой" до Салтыкова-Щедрина с "Господами Головлевыми" и так далее. Палитра фильма чрезвычайно насыщенна. А плюс еще тема чужеродства, редко звучащая в рус.лит-ре, незримое присутствие каких-то бесполезных государственных инстанций, к которым аппелируют батраки, но не знают, как туда обратиться – вследствие чего высшей инстанцией для них остаются баре, суровое холодное море. Есть еще школа, посещать которую необходимо – хотя бы для того, чтобы знать шведский язык и интегрироваться в среду.

null Пелле – умный мальчик. Он ходит в школу. Жена хозяина усадьбы, тоскливая, худощавая старуха, не имеющая детей, питает к Пелле симпатию. Она чувствует прОклятость этой земли (на самом деле, не земли, а времени). Доведенная до отчаяния похождениями супруга, в один прекрасный день, пока тот мирно отдыхал после очередной женщины, она кастрирует его – и сразу становится королевой усадебного микромира. Лишившись мужского достоинства, кобель-хозяин лишается власти, лишается всего. И тогда хозяйка говорит: "Пелле, мы тут с супругом подумали и решили расстаться с помощником управляющего. Мы хотим, чтобы новым помощником стал ты".

Местный портной подшивает костюм, Пелле примеряет фуражку бывшего помощника, совершенно мерзкого парнишки, дорвавшегося до мелкой власти, а теперь изгнанного. Камера наблюдает за Пелле, смотрит на него снизу-вверх. Пелле выбился "в люди". "Вот скоро мы с тобой будем сидеть за барским столом", – со слезами на глазах бормочет Лассе.

Но в последний момент Пелле смахивает с головы фуражку и уходит скитаться. Его цель – завоевать мир.

Если бы фильм снимали по современному сценарию, то Пелле, скорей всего, остался бы. В этом была бы его личная драма, но "победа" режиссера-постановщика. Это была бы эффектная, "правдивая" точка, "открывающая" зрителю глаза на человеческое несовершенство.

А мне лично очень хочется узнать о дальнейшей судьбе Пелле, но только чтоб эту историю непременно рассказал Билле Аугуст, работающий вдумчиво, обстоятельно, свободно.

(03.11.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: