Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Повар, вор, его жена и ее любовник / Cook the Thief His Wife & Her Lover, The (1989)


Повар, вор, его жена и ее любовник
Средняя оценка: оценка: 4
1989. Франция / Великобритания / Нидерланды. 124 минуты.
Жанр: артхаус / драма / черная комедия.

Режиссер: Питер Гринуэй.
Сценарий — Питер Гринуэй,
композитор — Майкл Найман.

В главных ролях: Хелен Миррен, Ришар Боринже, Майкл Гэмбон.
В ролях: Тим Рот, Алан Ховард, Киаран Хиндс, Гари Олсен.

Награды:
- приз "лучший фильм" от ассоциации кинокритиков Чикаго;

- награды лучшему актеру (Майкл Гэмбон), режиссеру, оператору и приз за лучший саундтрэк на международном кинофестивале в Каталонии.

Интересные факты о фильме:

- к этому, как и ко многим фильмам Гринуэя, написал замечательную музыку Майкл Найман. В принципе, некиноманы могут смотреть фильм исключительно из-за опер Наймана;

- Гринуэй назвал героев фильма по именам их потенциальных исполнителей. Однако актерский состав заметно изменился, и только Ришар Боринже сыграл героя по имени Ричард (фактически — Ришар). Роль вора Альберта режиссер хотел отдать Альберту Финни, Джорджину должна была сыграть Джорджина Хэйл, а Майкла, по иронии судьбы, Майкл Гэмбон, который, в результате, сыграл вора.

- в книгохранилище Майкла можно заметить название "Смерть на Сене". Это название короткометражной ленты Гринуэя, которую он снял годом ранее.

- платье Джорджины меняет свой цвет в тон цветовым гаммам разных комнат.

- картина на заднем плане, которую зрители наблюдают в течение всего действия, называется "Банкет офицеров милиции Сен-Жоржа из Хаарлема". Ее написал Франс Халс в 1614 году. Она задала тон всем прочим декорациям и костюмам, использованным в фильме.

- собачьи экскременты были сделаны из шоколадного мусса.

- Спика — это название яркой звезды в созвездии Девы, что вкупе с поведением Альберта Спики (вор) дает недвусмысленный намек на его импотенцию.

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Повар, вор, его жена и ее любовник"

оценка: 4

О Питере Гринуэе у меня заочно сложилось не очень-то хорошее мнение. Претенциозный околосексуальный артхаус (в плохом смысле этого слова) — вот что я ожидала обнаружить, с некоей брезгливостью вставляя диск в DVD-плейер. Но Гринуэй серьезно обломал мою предвзятость, настолько ошеломив своим вкусом, что я смотрела, будто привязанная к стулу. Именно для таких работ изобретено цветное и звуковое кино, именно в таких вещах сочетание звукового оформления и цвета достигает накала. После "Повара, вора..." не хочется смотреть совершенно ничего из Гринуэя, потому что подобная монументальность, единство, величественность, постулативность формы вряд ли достижимы вновь (что впоследствии я и увидела, глядя на "Контракт рисовальщика"). Стеллы звука подпирают театральную сцену, и главное — свет. Свет! Освещение прихотливо, оно то холодно рисует эротические картины, то становится почти клубным, поддерживаемое сочным цветом, то подчеркивает роскошь. Подача материала в кадре одинаково мощна и выпукла, будь то эротика или крупный план помидора, вереница книжных стеллажей или гниющая свиная голова. Это равнодушие к разнице между предметами и людьми, одинаковое внимание ко всем деталям порождает особый стиль, возносящийся как памятник на громогласных сваях музыки.

Вся история крутится вокруг четырех героев, которые перечислены в названии фильма. Вор — толстый мужик с окладистой бородой и несносным характером, третирующий всех, абсолютно всех в радиусе досягаемости. Он груб, невоспитан, а притом — болтлив, и пошлости, слетающие с его губ, не иссякают на протяжении всего фильма. Разные отвратительные вещи, которые он несет, уверенный в своей безнаказанности, сопровождают практически все действие, происходящее в зале. Он несносен, вспыльчив, любой может оказаться его жертвой — официант, жена, просто проходящий мимо парень. Его характер выходит далеко за грань пародии, он нескончаемо агрессивен и никогда не затыкается, он терроризирует не только окружающих, но и зрителя, его выходки способны возмутить любого. Вора окружают туповатые приспешники, которые не страдают гиперактивностью хозяина, но иногда открывают рот, чтобы извлечь какую-нибудь вопиющую глупость. Кстати, в роли одного из них засветился Тим Рот. Все, что он делает, — это смотрит исподлобья, сидит, развалившись, и рыгает.

И среди этой своры гопников, возглавляемой самодовольным деспотом, сидит Джорджина, Жена вора. Она аристократична, сдержанна, у нее есть вкус и тяга к жизни, но женщина находится в полной власти мужа, а поэтому ее протест — лишь слегка надменное молчание и подчеркнутая воспитанность. Женщина в мире мужчин, лишенных культуры и уважения, — это всегда безмолвная жертва. Единственное, что она может противопоставить им, — это молчаливое презрение и отчаянно скрываемый страх. Муж третирует Джорджину, доводя своими придирками, она героически сносит их, поправляя подобранную в тон к перчаткам шляпу. Действие начинается жестокой картиной измывательств вора и его приспешниками над каким-то мужчиной, все это происходит на полутемной улице, больше напоминающей театральную сцену. Все несколько преувеличено, но чувство меры не изменяет Гринуэю ни на минуту, а чтобы подчеркнуть трагический характер действия он вводит потрясающую музыку, которая возводит происходящее на некий пьедестал.

Вообще, "Повар, вор..." — это театральная постановка, лишенная отрывистости и чрезмерности театра. Все действие разделено на дни, все происходит в одном и том же месте, ресторане, который делится на две части — алый зал, где обедает вор, жена и приспешники вора, символично обозначающий нескончаемость и однообразие пыток, белый толчок, символизирующий, пожалуй, светлый миг освобождения жены от сатаны-мужа, и кухню, нереальную, огромную, населенную практически оперными персонажами, на которой правит Повар. Повар является антиподом Вора. Он непробиваемо спокоен, и его молчаливая уверенность в себе настолько велика, что даже взбалмошный и жестокий деспот относится к нему с изрядной долей уважения, несколько смиряясь рядом с ним. Он — неизвестный элемент, который принимает действительно самостоятельные решения. Гринуэй, славящийся симметричностью, механистичностью своих фильмов, не может рисовать на листе кадра, не обозначив полюса. Действие (жена-любовник) развивается между крайностями (повар-вор). Симметрия, откуда ни посмотри.

"Повар, вор..." целостен, неразъемен, монументален. Его конструкция впечатляет, словно небоскреб. Он — опера, в которой не поют, симфония, хотя никто ее не исполняет. Это история о том, как женщина проявляет свой протест с помощью своей слабости. Закабаленная и униженная женственность яростно отдается первому встречному, способному это оценить, недалеко от разглагольствующего пошлого и импотентного мужа. Единственное достоинство любовника в том, что он не похож на Вора, в его интеллигентности, и таким образом противостояние — это противостояние мира искусства и мира стяжательства. Муж бьет жену, орет, кричит, унижает, но на стороне Джорджины тайна, обман, принадлежность другому — случайно встреченному в ресторане Любовнику. Я поражаюсь тому, как Гринуэю удалось передать отчаяние молчаливой Джорджины. Вот она следует за любовником в белую кабинку туалета, не произнося ни слова, и это раскрепощение. Вот она берет член в рот — и это, черт подери, манифест, вызов. Это революция, выложенная любовными позами. Восстание против деспота, постепенно рождающее из из последних сил сдерживаемого достоинства трагедию и — войну. Сильный фильм, сотканный из натянутых струн и подчеркнутый ультимативностью концовки.

(01.12.2006)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: