Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Роб Рой / Rob Roy (1995)


Роб Рой
Средняя оценка: оценка: 3.5
1995. США. 139 минут.
Жанр: биографический / драма / исторический.

Режиссер: Майкл Кетон-Джонс.
Сценарий: Алан Шарп.

В главных ролях: Лиам Нисон, Тим Рот.
В ролях: Джессика Ланж, Джон Херт, Джейсон Флеминг, Эрик Штольц, Брайан Кокс, Эндрю Кир.

Награды:
1996 — Лучшая второстепенная мужская роль — Тим Рот (BAFTA, Kansas City Film Critics Circle Award)

Тим Рот номиниромался также на "Оскар" и "Золотой глобус".

Интересные факты о фильме:

Мэри МакГрегор изначально должна была играть Миранда Ричардсон. Джессика Ланж была подписана на эту роль в последний момент.

Роль герцога Аргайла изначально была предложена Шону Коннори, но он отказался, и роль ушла Эндрю Киру, для которого этот фильм стал последним в кинокарьере (R.I.P.).

Финальная битва на мечах между Робом и Арчибальдом часто называется в списке величайших фехтовальных схваток в кино.

Осторожно, спойлер!
Каннингем по ходу фильма рассуждает о том, кем, возможно, был его отец. Несмотря на его отношение к собственной матери, как к проститутке, он носит на груди медальон с её изображением и явно им дорожит.
В конце фильма герцог Монтроз снимает с него медальон и смотрит на лицо его матери и на него, из чего иногда делают вывод о том, что Монтроз и есть отец Каннингема.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Целительная сила ненависти

Роб Рой оценка: 3.5

Кетон-Джонс сделал фильм о самом сильном и самом чистом чувстве, доступном человеку – чувстве ненависти. Странно, но об этом удивительном чувстве снято не так уж много фильмов. Разве что Чхан Ук-Пак регулярно радует нас очередными экзерсисами про страшную месть за месть за месть за случайную ошибку, где, как водится, никто не виноват, а просто так сложилось, но все друг друга люто ненавидят.

Роберт Рой МакГрегор – это такая шотландская "женщина-Робингуд, у богатых брала, а бедным давала". О нём существует столько легенд и сказаний, что даже обласканные любовью Голливуда Уильям Уоллес и Роберт Брюс позавидовали бы. Во многом это связано со временем – во-первых, Роб Рой – персонаж нового времени, а не глубокого средневековья, как Уоллес с Брюсом, а во-вторых, его жизнь пришлась на очень тяжёлый период шотландской истории, своеобразную "великую депрессию" — несколько подряд неурожайных лет, голод, самая массовая (из тех, что были) эмиграция в Америку, разложение и фактически гниение высшего света, немедленно отражающееся на разложении вековых устоев общества в целом.

На этом фоне профессиональный скотовод и воин Роб Рой предводительствует небольшим кланом в двести человек, фактически не имея возможности их прокормить иначе, кроме как угоном скота. Скот этот он частично продаёт, частично съедает, и кормит свою большую семью, и целый ряд других оборванцев, легко разносящих по свету весть о его исключительном благородстве и великодушии. Истосковавшаяся по светлым примерам Шотландия становится благодатной почвой для мифотворчества. Сегодня крайне сложно сказать, что из рассказов о Робе Рое основано на правде, а что – чистый вымысел, но большинство современных исследователей оценивают его фигуру крайне скептически.

Алан Шарп написал сценарий, застрявший где-то посредине между реальностью и легендой. Рой Рой в фильме – благородный, и зацикленный на честности, но в то же время никак не мифический предводитель команчей, а простой парень із села. Не имея в своём распоряжении батальной фактуры легенд о Уильяме Уоллесе, Шарп построил картину вокруг приземлённых и простых вещей: семьи, уклада жизни, обмана и убийства, простых человеческих чувств. Несомненной удачей сценария – не потерянной при постановке – является антагонизм двух главных героев, Лайама Нисона и Тима Рота. (В жизни главным врагом Роберта МакГрегора был всё же герцог Монтроз, но Шарп расставил персонажей в табели о рангах: Монтроз соперничает с Аргиллом, Роб Рой – с Арчибальдом Каннингемом). Не смотря на то, что в паре точно задана дихотомия "хороший-плохой", персонаж Рота получился таким живым и... проникновенным, что ему нельзя на сочувствовать. Это сочувствие появляется с его монолога о собственном происхождении, и не уходит затем ни при каких обстоятельствах, какие бы гадости Арчи не совершал. Естественно, зритель понимает, как должен закончиться фильм (даже если он не знает истинной судьбы МакГрегора – через два года, в 1715, тот присоединится к якобистскому мятежу, затем его покинет, будет судим, затем прощён, затем опять судим и опять прощён, и умрёт в своей постели через много лет). Хороший должен победить, плохой – проиграть. Но волнующее кровь раздвоение собственных предпочтений останется до конца.

Фильм снят в довольно неторопливой манере: на семь или восемь основных событий отводится больше двух часов экранного времени, но затянутым он не ощущается, ведь время потрачено с толком: рельефно прорисованы персонажи, подробно изображён быт и нравы Шотландии, выходящей из поры средневековья (иногда довольно интересные). Главное содержание фильма – эмоции, чувства людей, с большим или меньшим успехом передаваемые перипетиями истории и актёрской игрой.

Об актёрах хочется сказать особенно. В подобных "ансамблевых" работах особенно чётко проявляется харизма и актёрская сила, ибо всегда есть, с чем сравнить. Большинство актёров – благо Кетон-Джонс набрал "старую английскую гвардию" – играют хорошо и ровно. Джессика Ланж только, со своей показной станиславщиной, явно местами переигрывает, но общей картины не портит. Зато сильно выделяется Тим Рот: его кривлянья настолько естественны и органичны, что он практически возвышается над любым другим актёром в кадре, даже если он ниже его ростом на полторы головы. Его игра с самим собой, перерастающая во взаимную ненависть с Робертом МакГрегором – чертовски убедительны. Рот, кстати, номинировался за эту роль на целый веер призов, из которых получил лишь парочку: в том же году были "Обычные подозреваемые" со Спейси-Кайзером_Созе и "12 обезьян" с бесподобным Бредом Питтом, которому, конечно, проиграть не стыдно.

Несмотря ни на что, больше всего запоминаются в фильме пара боевых моментов из последней четверти картины: побег Роба Роя и завершение финальной схватки с Арчибальдом, прекрасно демонстрирующим преимущество широкого и острого палаша перед тонкой калёной шпагой. Выбирайте оружие предков – оно надёжнее.

С вами рассуждал об оружии
Дядька Димка.

(08.12.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: