Довольно крамольная фальшивка, становящаяся опасной исключительно за счет нелогичной и не вытекающей из предыдущего действа концовки. "Уе завладели вашими умами, УЕ — лучшее, что вам ночами снится, УЕ — и вы, не замечая сами, стали условными единицами", — как спел бы герой "Розыгрыша" Noize MC. Жесткая и озлобленная девушка живет в бедном, грязном и неприглядном жилище вместе со своей матерью и младшей сестрой. Влюбившись в какого-то жирного урода в кепке, который улетает в Турцию с другой, героиня еще больше уходит в себя. Взяв украденный фотоаппарат, она проводит львиную часть своего времени на крыше недостроенного здания и фотографирует все, что кажется ей интересным. Постепенно она начинает следить за соседними окнами, и в видоискатель попадает ходящий к любовнице (Литвинова) лысеющий топ-менеджер. Устав от нищеты и нытья матери, девушка решает шантажировать мужчину, но тот быстро вычисляет шантажистку, так что она остается ни с чем. Тогда девчонка решает отомстить, привлекая к этому мечтательную клушу в исполнении Ренаты Литвиновой.
Самое ужасное в "Жестокости" — это попытка брать феминистические ноты, которые получаются у режиссера ненатуральными, примитивными и неубедительными. Т.е. злая девчонка, раскидывающая руки на крыше угнанной машины или поджигающая дачу, выглядит инородным неудачным заимствованием, вымученной попыткой получать удовольствие, компенсируя собственную незначительность. "Феминистический посыл" заканчивается на фразе: "Я никогда не дам ни одной сволочи". Недавно наш читатель Rzay задал мне вопрос по поводу "Нирваны" Волошина — не кажется ли мне, что если убрать декорации, останется простая история для домохозяек? Так вот "Нирвана" — это великолепно снятая и оформленная история о дружбе, городе, одиночестве, провалах во времени, а "Жестокость" — да, оно самое. Те, кто хочет увидеть разницу, могут посмотреть оба фильма.
Второй недостаток "Жестокости" — это ее неровность и наличие логически не объяснимых кусков. От наблюдения за окнами, почти хичкоковским "Окном во двор", от подсмотренного чужого самоубийства, которое показывает нам, что девушка вполне живая и способная к сочувствию, мы переходим к маразматическому марафону, в котором героиня назойливо открывает глаза трогательному "главбуху". Рената Литвинова прекрасно сыграла клушу, которая верит, что ее мужчина уйдет от жены, а затем показала привязанность к дикому зверьку. У создателей фильма явно была мысль о том, что тинейджеров нужно опасаться, потому что это принципиально новое поколение монстров, пришедшее на смену постсоветским мужчинам и женщинам. Правда, эта линия как-то тонет по сравнению с ужасами быта и другими идиотскими линиями, которые были вплетены в "Жестокость". Тут есть даже светский бисексуал, на квартире которого живут прячущиеся от милиции героини.
Третий недостаток "Жестокости" — это нелогичность эффектной развязки. По сути, финальный перевертыш — это единственное, что есть стоящего в фильме, что должно бить по нервам. Разные "кинокритики", как заведенные, повторяют, что это русский вариант "Тельмы и Луизы", за что хочется оторвать им ноги. В "Жестокости" нет освобождения и нет дружбы, есть лишь болезненная и ненастоящая привязанность друг к другу двух женщин, как-то увечно пострадавших от мужчин. В "Жестокости" нет катарсиса, нет глотка воздуха, — это тоскливая надуманная бытовуха. Только шантажируя жирных менеджеров, героини обретают себя, оставаясь пустыми и никчемными, ничем не отличаясь от остальных обитателей отвратительного мира фильма.
Однако концовка действительно хороша, хотя и не так, как задумывали ее авторы. Спойлер. Девушка-тинейджер, оказываясь в офисе и нагребая в сумку деньги, слышит очередное нытье о том, что "мне деньги не нужны, я делаю это только для тебя", и закрывает соучастницу в кабинете, отправляясь в Монте-Карло и, кстати, пользуясь ее советами по поводу внешнего вида. Начинает казаться, что героиня Литвиновой получила по заслугам, так и не научившись жить самостоятельно, — и теперь месит грязь в колонии. Крамола в том, что жестокость и предательство оказываются... правильными. Я бы тоже женщину, которая не учится на ошибках, не взяла в Монте-Карло.