Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Все умрут, а я останусь (2008)


Все умрут, а я останусь
Средняя оценка: оценка: 4.5
2008. Россия. 80 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Валерия Гай Германика.
Сценарий — Юрий Клавдиев, Александр Родионов,
оператор — Алишер Хамидходжаев.

В главных ролях: Агния Кузнецова, Полина Филоненко, Ольга Шувалова.
В ролях: Донатас Грудович, Ольга Лапшина, Гарольд Стрелков и др.

Интересные факты о фильме:

Количество съемочных дней: 35.

В кастинге на роли Кати, Вики и Жанны принимали участие около 100 актрис.

В самой массовой сцене картины (дискотека) снялись 200 человек.
Самая долгая сцена (снятая одним планом) длится почти 6 минут.

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Все умрут, а я останусь"

Все умрут, а я останусь оценка: 4

Манерному русскому артхаусу, похожему на страдающую запором светскую даму, очень нужны такие фильмы, как эта работа Гай Германики. Это как долгожданная прочистка забитых ненатуральным кинодерьмом труб. Жизнь так и бурлит ключом, воскрешая в памяти все самые неприятные воспоминания. Вопрос о том, насколько натурально показываемое, не стоит — вопрос только в том, остались вы за кадром или в кадре. За кадром осталось многое — все хорошее, что можно вспоминить. Веселые парни-ботаники, гики, музыканты, поиски и открытия, свет в библиотеке или гигантские качели. В общем, ничего этого во "Все умрут, а я останусь" нет.

Проблема школьной жизни не в том, что кто-то жесток, а в том, что герои не видят альтернативы. Именно поэтому в школьных драмах обычно трагедия начинается тогда, когда в историю попадает кто-то извне, для которого существующие правила неестественны. Тогда из ошивающихся около гопов людей получается что-то ценное, происходит поляризация, разражается война. Но во "Все умрут..." никого извне нет, поэтому девочки собираются на дискотеку, им хочется парня, парень этот — гоп из соседнего дома с гнусавым голосом и повадками питекантропа. Гай Германика гениально показывает испорченность изначально вызывающих симпатию девчонок (особенно выделяется Жанна (Агния Кузнецова, "Груз200"), которой постоянно достаются тяжелые роли) — вот они клялись в дружбе, "блин", "кароче", а потом бывшая подруга уже "крыса" или "психичка". У них нет никаких воззрений и стержня, поэтому менять роли легко. Гнутся, как пластилин, — сначала обсуждают, как старшеклассница трахалась с целым полком, а потом пьют с ней, вырубаясь у толчка. Самое важное — это статус, который достигается с помощью сигареты, бутылки и парня. Неважно даже, какого — девочка-конфета, немного выпив и покурив, легко меняет одну "мечту" на другую . Сочетание вкладыш/водка, тамагочи/секс в подсобке, похороны кота/предательство. Очень органично.

Дискотека для гопов — это всегда великое событие. На дискотеке сталкиваются стаи, здесь устанавливаются свои правила, происходят знакомства, здесь говорят о разрыве или находят новую подружку, а кто-то, может, наберется смелости и потопчется пять минут под Wind of change с мокрой от пота пассией. К дискотеке готовятся, как к параду, хотя обычно это унылое действо в полупустом зале, где пьяная публика жмется к стенке. Дискотека — это набор болевых точек, окутанных мутным пузырем. Если ты достаточно умен, ты плаваешь в пузыре, вокруг опасных ситуаций, томясь, как идиот, а потом возвращаешься домой, пропахший дымом и дешевым одеколоном, и понимаешь, как все это было жалко. Если ты из другого слоя, ты в одиночестве помнешься — и уйдешь; тебя, как дева Мария, охраняет твоя репутация. Если же ты достаточно глуп, чтобы считать это настоящим, тогда тебя ждет неприятный сюрприз. Всех героинь именно он и ждет. Их подростковое безволие узнаваемо и вызывает сильное отвращение. Отсутствие пресловутой альтернативы, позволяющей сравнивать А и Б, и наличие придурков-родителей все усугубляет.

При этом нельзя сказать, что фильм смотреть тяжело. Ничуть нет, все идет, как по маслу. Вначале девчонки довольно успешно борются с неприятностями в лице родителей, учителей, ожидания, пока в дело не вступает фатум в лице ненормально улыбчивой женщины-палача. Как раз единственный момент, который вызвал у меня сильные эмоции, — это разговор со старшеклассницами в туалете. Женский туалет в школе — это вообще странное место. Место, в последнюю очередь предназначенное для испражнения. Там и сесть-то не всегда можно — на тебя обычно таращилась чья-нибудь курящая морда или физиономия одноклассницы, рассказывающей какую-нибудь крамольно-бессмысленную историю. Иногда туда набивался целый отряд теток, обсуждающих обновки или других. Гай Германика подобрала поразительных старшеклассниц — эти перекошенные лица с плохо покрашенными волосами, бесцветными глазами и кривыми ухмылочками поистине впечатляют. Но соло здесь достается Насте — склочной и жестокой девице с подлой улыбкой, чьи каблуки вполне могут выдавить чей-то глаз. "Поняли на счет своей дискотеки? Идите на хуй отсюда". Последний раз я такое чувствовала в "Агитаторе" Миике — его герой был неиллюзорно опасен для всех и для тебя в том числе. "Хорошо бы все взрослые сдохли", — говорит Жанна, а потом в желании "стать взрослой" превращается в безжизненное тело. У окончательно задолбанной родителями девочки-воина тоже находится своя слабость.

Хотелось бы, чтобы для тех, кто остался за кадром, нашелся режиссер, способный перенести их жизнь так же скрупулезно, как Гай Германика. Я давно ищу такого. Интересно вот еще что — когда люди начинают писать о "Все умрут...", то по отношению к героям возникает непрошенная поучающая интонация. Дескать, вот они, безыдейные подростки! Молодежь! У "молодежи" особенно почему-то. Это все потому, что стыдно сболтнуть что-нибудь не то. Впечатленная актрисой, сыгравшей Настю, я стала вспоминать старшеклассниц из нашей школы. Вспомнилась красивая Света с золотистыми локонами и тонкими чертами, еще какие-то безобидные персонажи. Были и другие, но я лиц их не помню — они вечно стояли в туалете и курили, поэтому вместо лица у них было облако дыма, как в романе Лемони Сникета про лесопилку.

(16.12.2008)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: И ещё один способ любви

Все умрут, а я останусь оценка: 4.5

По завершении просмотра фильма Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь" со мной случилась вещь, которая, вообще-то, в жизни со мной случается довольно редко. Под бодрое "районы, кварталы..." Ромы Зверева меня вдруг начало крыть. По-настоящему крыть, как будто я обкурился, или объелся мускатного ореха. До самого завершения титров я сидел, сжавшись в комок, с глупой улыбкой, и чувствовал, как по щекам текут непроизвольные слёзы. Я был счастлив.

Странная вещь – но я не могу рекомендовать фильм к просмотру. В основном потому, что совершенно не могу предсказать реакцию на него у разных людей. Я думаю, что возможно даже невероятное – кто-то может посмотреть этот фильм, и совсем ничего не испытать (хотя представить это себе довольно сложно). Но я совершенно уверен в том, что это очень значительная работа, которую многим людям просто надо посмотреть.

Самое здоровское в этом неожиданном фильме – это его глубокая кинематографичность. За кажущейся простотой и обилием бытовых деталей, которым со времён поздней перестройки приклеили уёбищный титул "чернуха", скрывается в действительности очень качественное кинополотно, где то, что персонажи говорят, то, что они делают, то, как они выглядят и как двигаются смешивается воедино, то, что осталось за кадром, смешивается с тем, что находится в кадре, создавая настоящую иллюзию погружения в происходящее. В фильме много добротных актёрских работ, отличная постановка хорошо продуманных сцен, прекрасная операторская работа (хотя выпендрёж с долгими планами иногда вызывает вопрос, не занимается ли оператор самолюбованием, напрашиваясь на те или иные аналогии – скажем, проход Вики сквозь дыру в заборе и едущая за ней камера очень напомнили мне Бутча, подбирающегося к своей бывшей квартире в "Криминальном чтиве"; но вот это следование за Викой днём! при солнечном свете! с оборотом камеры практически вокруг идущего человека! причём без потери фокуса, без засвечивания, очень чётко – всё это, конечно, мастерски выполнено). Из-за обилия воспоминаний о собственном детстве, захлёстывающих любого, кто смотрит фильм, кино, как таковое, может потеряться – но, опуская всё, что мы вспомнили, и с кем себя идентифицировали – кино здесь есть.

Самое же потрясающее в истории, которую нам рассказывают – её естественность и честность. Я очень боялся, что с девочками в итоге случится что-то по-настоящему плохое. I mean, something really, really bad. Я боялся, что концовка будет... ну, сродни концовки "Дороги перемен" — чем-то похоронным и необратимым. Я очень боялся, что она окажется нечестной. Что тот, кто лгал и предавал, отделается лёгким испугом, а с тем, кому лгали, и кого предавали, судьба обойдётся жестоко. Вообще, из-за этого страха фильм было невероятно тяжело смотреть – я дважды прерывался по ходу, один раз на два дня. Но страх оказался напрасным – каждый в конце остаётся с тем, что искал, фильм заканчивается самым настоящим хэппи-эндом, хотя кажущаяся видимость от него далека.

Кажется, что Жанна хочет весь вечер тусить и общаться, а получает полный облом, отрубаясь в первые пятнадцать минут. Кажется, что Вика хочет Алекса, в которого она влюблена, а получает пьяные обкурочные объятия незнакомого гопа. Кажется, что Катя хочет найти себе парня, а остаётся лежать в грязи с разбитым лицом без единого просвета впереди.

На самом деле Жанна хочет больших и ярких переживаний, она хочет всего и сразу – и получает то, чего хочет. Что ж поделать, если переживаний оказывается СЛИШКОМ много, и её организм этого не выдерживает? Жанна – классический советский человек (это метафора, конечно), для неё в жизни значение имеет только вал, только яркость, она хочет МНОГО, она хочет ВСЁ СЕБЕ, она не может остановиться, и не знает меры. Вся её жизнь так и будет дальше протекать – вверх, вверх, вверх – и кто-то тянет её домой без сознания. Потом снова вверх, вверх, вверх – и снова кто-то тянет её домой без сознания. Она легко сдвигается, легко предает, и ничего не помнит. Короткая память – истинное благословение таких людей. Дай ей бог счастья.

На самом деле Вика хочет, чтобы кто-то как следует размял ей сиськи – и получает то, что хочет. Ну, то есть, она хочет любви, нежности, трепета, мягкости и объятий. Это я на пацанский язык перевёл, чтоб стало очевидно, что её поиски увенчались абсолютным успехом. Её эротомания – не взрослая шизофрения, а детская влюблённость, в каждого, кто случайно обратит на неё внимание. Отсутствие стержня спасает таких людей от любых внешних неурядиц, которые могут травмировать или даже сломать других. Сцена в туалете – классическая сцена унижения слабого сильным, на деле, вероятно, куда хуже скажется на Насте, которая явно делает усилие над собой, ощущает "давление зала", не может уронить престиж, чем на Вике, которая пороется полчаса в траве, и решит "ну его к чёрту это кольцо". На ней ничто не оставляет следов, она практически вечна. Ей даже не нужно, чтоб бог дал ей счастья, она будет счастлива и без его помощи.

На самом деле Катя ищет точку опоры – и в конце концов обретает её. Чувствуя себя чужой в этом мире, с родителями-уродами, которым не то, что довериться нельзя – сидеть рядом противно, с подругами, которые предают так легко, словно в туалет сходили, она ждёт дискотеки, чтоб найти себе парня – и зацепиться хотя бы за него. Чтоб было, за чем спрятаться. Было, на что опереться в момент, когда она решит сдвинуть Землю, когда ей понадобится перевернуть весь свой мир. Парень для неё – это избавление от необходимости терпеть, и возможность делать так, как ей хочется. И ради этого она готова терпеть ещё, и ещё, готова на унижение, на быстрый секс в подвале (а неплохо было так, да? неожиданненько так было, да?), кажется – вообще на что угодно. Взгляд, который она бросает на Алекса, оттолкнувшего её на глазах у всех – это апогей, высшая точка картины. (Тем не менее, не люблю такие кадры – ну вот эти, которые должны производить сильное впечатление; видно, что взгляд этот репетировали два часа, и получился он далеко не с первого дубля). Никакой опоры вокруг не остаётся совсем. И под каблуками отчаянной Насти Катя вдруг обнаруживает точку опоры внутри себя самой. Она обретает тот самый стержень, вокруг которого теперь будет вращаться её реальность – и сразу меняются её взаимоотношения с родителями, да теперь поменяются и со всеми. Здоровско, как в её крике своей псевдо-подруге проявляется её новая ролевая модель поведения: Настя. И сразу становится понятно, какой путь проделала Настя к той высокомерной, жестокой улыбчивой красавице, и что парня своего Настя выстрадала (и для неё он – отнюдь не точка опоры, а статусная вещь, вроде модной шмотки или хорошей косметики), и будет за него теперь драться, и самого его будет пиздить, если что. И ясно становится, что Вика теперь пройдёт ту же самую дорогу. И всё в жизни ей будет доставаться с боем, тяжело – но она будет за это драться, и выбьет себе всё, чего захочет. И будет ей счастье.

Это хороший конец. Действительно хороший. Дети лишаются иллюзий, но обретают реальность. Дети взрослеют. И, может быть, начинают понимать, чего им надо от жизни в самом деле. "Ра-йо-ны, квар-та-лы, жи-лы-е мас-си-вы... я у-хо-жу, у-хо-жу кра-си... во..."


P.S. Дорогие россияне! Великороссы! Братья-славяне! Ответьте мне, как художники – художнику: у вас что, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК СЛОЖНО КУПИТЬ АЛКОГОЛЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ? На Украине пиво в каждом втором ларьке продадут младенцу, который не допрыгивает до прилавка и едва умеет говорить. Неужто же Россия тут настолько далеко от нас ушла? Если так, то я готов буду публично признать, что Путин – это круче, чем наша базарная демократия.

(26.02.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: