Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Мой Виннипег / My Winnipeg (2007)


Мой Виннипег
Средняя оценка: оценка: 4
2007. Канада. 80 минут.
Жанр: артхаус / ахтунг / биографический / драма / псевдодокументальный / сюрреализм-авангард.

Режиссер: Гай Мэддин.
Сценарий Гай Мэддин, Жорж Толь (диалоги),
оператор Джоди Шапиро,
Монтаж Джон Гьюрдебек,
художник Катарина Штиффенхофер,
саундтрек Джейсон Сташек,
продюсеры Гай Мэддин, Джоди Шапиро, Филис Лэнг.

В главных ролях: Энн Сэвидж, Дарси Фер.
В ролях: Эми Стюарт, Брендан Кейд, Уэсли Кейд, Луи Нежэн, Кейт Якула, Жаслин Лобэй, Лу Профета, Фред Дансмор, Гай Мэддин и др..

Награды:
2007 — лучший канадский игровой фильм — МКФ в Торонто.

Интересные факты о фильме:

  • В фильме много камео, как во многих мокьюментари: Лу Профета (известный спиритист), Фред Дансмор (знаменитый хоккеист), сам Гай Мэддин (голос за кадром) и пр. Много документального или псевдодокументального футажа.
  • Это третий фильм Гая Мэддина про Гая Мэддина (предыдущие — "Трусы преклоняют колени" (2003) и "Клеймо на мозге" (2006)), и второй, в котором Гая Мэддина играет актер Дарси Фер (предыдущий — "Трусы преклоняют колени").
  • Исполнительница главной роли — Энн Сэвидж — играла роковых красоток в фильмах 40-х-50-х гг. (прославилась исполнением главной роли в фильме Detour (1945)), а потом была прочно забыта до этого фильма (с 1953-го по 2007-й гг. она сыграла в четырех сериях трех разных сериалов (1953-1955 гг.) и эпизодическую роль в малоизвестном фильме 1986-го г. Fire by Fire).
  • Официальный сайт фильма — yourwinnipeg.co.uk.

    Версия для печати

  • А. Ботев (и Сладкая N): Новый Мартын Задека явился

    Мой Виннипег оценка: 4

    Продолжаем рассказ о фильмах, в которых игра мешается с жизнью, реальное с кинематографическим [1], [2].

    На сей раз сращение игры и жизни, пожалуй, наиболее тесное из всех рассмотренных примеров: режиссер, Гай Мэддин, снимает фильм про самого себя, Гая Мэддина, снимающего фильм про самого себя, Гая Мэддина. Реальное перемешивается с воображаемым так же тесно, как явь со сном — в фильме почти или вовсе невозможно разобрать, где сон, где явь, где хуявь. Более того, сновидение само по себе является главной темой фильма. К-диаграмма тут поистине, диавольски сложна, в первую очередь из-за мистификаторской псевдодокументальной природы фильма.



    "Мой Виннипег" — что-то вроде серии картинок из детства, с экскурсами в историю города. Всё подано как съемки режиссером фильма-автобиографии. Маму играет настоящая состарившаяся мама, остальных родственников — актеры. Соответствующие разнообразные психоаналитические фишки, например — главным образом, признание всеведения и всемогущества матери и женского начала в целом, и по мелочам там, латентная гомосексуальность и пр. Сам процесс съемок представляет собой мощное психотерапевтическое упражнение.

    Всё это на фоне того основного посыла, что Виннипег — город лунатиков.

    Порядок величины "псевдо" в псевдодокументальном фильме непонятен даже приблизительно. Режиссер громоздит факты своей личной биографии и истории Виннипега в такой последовательности и с такими неправдоподобными подробностями, что разобраться, где тут правда, где ложь, сможет, наверно, только он сам (даже из виннипегцев мало кто разберется).

    Запутывая зрителя, скрещивая следы — сон, сон во сне, кино, сон в кино, кино во сне и т.д. — Мэддин достигает своей цели: получает свободу сказать о себе очень многое. Он как мальчик, который постоянно кричит "Волки, волки!" — а перепуганные зрители не понимают, то ли ему волки снятся, то ли он их снимает в кино, то ли смеется над ними, а то ли у него и в самом деле волки. Он же, пользуясь случаем, может очень искренно раскрыть свои комплексы, подавленные желания и т.д.



    Снимая фильм про сновидения, Мэддин ясно показал, на чем основано его предыдущее творчество. А то многие не догадывались. Вот я, например, не догадывался, и поэтому мне его фильмы не нравились. Мне они и сейчас не нравятся, зато я теперь понимаю, почему.

    А это же очевидно, оказывается. Это очень просто. Все фильмы Мэддина (на самом деле я смотрел не все, но ведь говорят, что они похожи) — это сновидения. Этим объясняются минимум три факта:
    1) короткие фильмы Мэддина несравненно лучше длинных;
    2) этот конкретный фильм Мэддина хорош;
    3) это абсолютно лучший фильм Мэддина, и вряд ли он снимет лучше**..

    Ниже следуют доказательства:

    1) Первый факт следует из того, что сны помнятся эпизодами; длинные сны очень редки; если склеивать друг с другом различные сны, получится только уродливая химера. Рядить сон в одежды обычного нарратива тоже очень сложно; из предыдущих фильмов видно, что Мэддин этого не умеет. Растягивать один сон на длинный фильм — получается довольно уныло. Поэтому короткие фильмы Мэддина хороши, а длинные (с одним общим сюжетом) плохи;
    2) Второй факт следует из того, что если уж снимаешь фильм про сны, нужно не притворяться, а так и говорить, что снимаю, мол, про сны. Тогда не будет обмана зрителя, пусть непреднамеренного, и зритель с самого начала настраивается на нужный лад. Кроме того, "Мой Виннипег" — последовательность слабо связанных между собой эпизодов, что похоже на настоящий сон.
    3) Теоретическая невозможность снять фильм лучше этого следует из факта 2) и того соображения, что все фильмы Мэддина касаются его снов и навязчивых идей; вряд ли он будет когда-нибудь в другом стиле; а фильм про сон Мэддин уже снял (это и есть рассматриваемый фильм).

    Мэддин снял такой сонный фильм, что даже Сладкая N. не смогла досмотреть его до конца. Рефреном там показывается актер Дарси Фер, который едет в поезде и клюет носом, его голова мотается назад, вперед и вбок; так вот сладкая N. становится похожа на актера Дарси Фера и тоже мотает головой. Более того, та же самая история даже с рецензией на этот фильм! Сладкая N. опять превращается в актера Дарси Фера, и ее необходимо срочно спасать. При том, что и фильм, и рецензия ей нравятся.


    На фото выше — Сладкая N.!


    Как ни странно, собственно снов в этом фильме как бы даже вроде бы и нет. Заслуга режиссера в том, что он сумел мешаниной образов показать сон города и создать впечатление сна человека. На это работают особенности монтажа, операторской работы, пленки, озвучания и т.д. Черно-белая пленка работает на то, чтобы создать ощущение не старины, а сна. Снежный Виннипег местами очень похож на российские города, не знаю, дело в том, что он снежный, или в том, что он сонный, или в том, что он Виннипег. Над Канадой небо синее, меж берез дожди косые, так похоже на Россию, только все же не Россия, одной строчкой. Не случайно у него есть фильм про заснеженный Архангельск, который так и называется: Архангельск. Там, кстати, тоже есть рабочее движение и пр. фишки из "Виннипега".

    А от сна города при желании можно кинуть мостик к вселенскому сну существования, ну и дальше к трудам епископа Беркли и так далее, в общем-то, например. Но у меня такого желания, допустим, нет.

    Виннипег показан здесь очень страшным и странным местом, похожим на наши, российские города, типа Петербурга какого-нибудь, колдовских мест с новостройками. Виннипег находится на одной широте, например, с южной оконечностью Республики Алтай, и вроде бы там даже климат похож. Европейский город, положенный на шаманские места, что Виннипег, что Горно-Алтайск.



    Аналогом Мэддина в литературе, человеком с такой же обсессией к сновидениям является Алексей Ремизов. Записи его снов — страшное и безумное чтение. Вот цитата из "Мартына Задеки", которую можно поставить эпиграфом к фильму:

    Как помню себя, всегда мне снились сны. И не постучи в мое окно или звонок, я перестал бы различать что сутолочная явь, что жаркие видения — моя тонь ночи. Ночь без сновидения для меня, как "пропащий" день.
    После необходимых пробуждений в день, я в "жизни" только брожу — полусонный: в памяти всегда клочки сна — бахрома на моей дневной одежде.
    ...
    Все-таки приходится жить, как же иначе: и сон и явь крепко связаны и друг с другом проницаемы. Зря только хорохориться, носиться с какими-то непреложными "законами природы": жизнь ведь можно было бы подвести совсем под другие законы, взглянув на нее из сновидений, а не из лаборатории. Но и жить с одними сновидениями один пропад — каша и неразбериха, по себе знаю.
    Часы у меня с одной стрелкой, большая отскочила и всегда спешат, я живу приблизительно, отчетливо не различая дня — вещей и происшествий.


    Другой литературный аналог, целый пласт аналогов — разнообразные сказания о потерянном рае счастливого детства. В начале фильм похож на "Другие берега" Набокова или "Орхидейную трилогию" Джослина Брука. Потом он уже не столь похож, что соответствует расхождению жизненных путей и пр. Вообще у Набокова, пишут мне википидоры, миры перетекают друг в друга; не знаю, никогда об этом не задумывался. По-моему, это так, да, но не очень очевидно. Не столь очевидно, как в этом фильме Мэддина, во всяком случае. Столь же очевидным мне кажется, что Мэддин не может экранизировать Набокова, он, к сожалению, может экранизировать только Мэддина.

    Режиссер в фильме снимает кино для того, чтобы разобраться в себе и понять, почему он не может покинуть свой Виннипег. Похоже на то, что в реальной жизни Мэддин тоже снимает свои фильмы для того, чтоб разобраться в себе. Тут мы можем в химически чистом виде наблюдать психотерапевтический акт. Обычно смотреть, как человек копается в своих мозгах, неинтересно. Но тут прямо хорошо получилось. Потому, что метафильм — помимо собственно копания в мозгах, тут есть и описание копания.

    Мотив города (или места), который нельзя покинуть, характерен и для других хороших фильмов этого года — "Залечь на дно в Брюгге" и "ЖКВД". То, что еще при этом некоторые фильмы полуавтобиографические, символизирует стандартную чухню про то, что от себя не убежишь, темница тела (или психики), которую не может покинуть дух, и т.д.

    Да, чуть не забыл. Меня тут опять будут ругать, что я неправду говорю, и этот фильм на русском языке выходил, но я его правда на русском не видал. Поэтому я написал к нему субтитры и выложил в качестве новогоднего подарка сюда. Мне кажется, пристойный перевод, но если есть знатоки английского языка, то я прошу писать замечания к переводу, чтобы я в случае чего переделал и снова выложил, вторая редакция, улучшенное качество, в общем-то, например.


    ______________
    * Исключая умершего отца, который, однако, тоже незримо присутствует: действующие лица договорились, что он перезахоронен под ковром
    ** Фильм, приблизительно такой же по силе воздействия, Мэддин, возможно, уже снял. По крайней мере по описанию похож: серия автобиографических короткометражек. Это "Трусы подгибают колени". С другой стороны, в том фильме нет метарассказа, взгляда на съемки автобиографического фильма со стороны.

    (26.12.2008)

    Версия для печати




    Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

    © Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
    Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
    При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
    Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
    Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
    Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
    Коммерческая реклама: