Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Страсть Айн Рэнд / The Passion of Ayn Rand (1999)


Страсть Айн Рэнд
Средняя оценка: оценка: 2.5
1999. США. 104 минуты.
Жанр: драма / мелодрама.

Режиссер: Кристофер Менол.
Сценарий — Ховард Кордер, Мэри Галлахер по книге Барбары Бренден,
оператор — Рон Орье,
музыка — Джеф Бил.

В главных ролях: Хелен Миррен, Эрик Столц, Жюли Дельпи, Питер Фонда.
В ролях: Сибил Темчен, Том МакКэмус, Дональд Кэрриэр и др.

Награды:
Золотой глобус — лучший актёр второго плана мини-сериала или фильма на ТВ (Питер Фонда)(2000)
Эмми — лучшая актриса в фильме или мини-сериале (Хелен Миррен) (1999).

Версия для печати

Мор: Кто такой Джон Голт?

Страсть Айн Рэнд оценка: 2.5

Личность Айн Рэнд крайне интересна для рассмотрения по многим причинам. Впервые я встретила ее имя в одной протестных газет, которыми были обклены стены; критическая статья разбирала недальновидность Рэнд в ее восхвалении капитализма, ее близорукость, недостаточную аргументацию и лишнюю экстатичность. Нападки порой балансировали на грани оскорбления, и я посчитала объект, вызывающий их, интересным. Самое лучшее ее изображение находится в книге "Канализация, газ и электричество" Мэтта Раффа, одного из самых своеобразных и достойных внимания современных фантастов, — там Айн Рэнд комично полемизирует с Эбби Хоффманом-волшебной лампой. В других источниках Рэнд называют основателем философии морального предпринимательства, сформулировавшей сущность американской мечты, говоря, что ее книга "Атлант расправил плечи" расходятся едва ли не лучше Библии. Это сразу же вызывает желание все опровергнуть.

Рэнд родилась в России в семье мелкого фабриканта, во время революции лишившегося всего, а позже покинула Россию без малейшего сожаления, взяла себе новое имя и осталась в Америке, выйдя замуж за актера, встреченного ей в массовке фильма Сесила Б. Милля. На стирании материальных связей со страной рождения она не остановилась, написав книгу "Мы — живые", направленную против русской революции, а позже создав т.н. "объективизм", провозглашающий альтруизм, жертвенность, веру, немотивированную взаимопомощь подлинным злом, а предпринимателей — солью земли, двигателем, без которого жизнь невозможна.

Айн Рэнд является раздражителем практически для любого человека, и именно этим она так интересна. Леваки часто обвиняют Рэнд в том, что она не умеет писать, создавая длинные неподъемные романы. Это клевета. Рэнд невероятно круто пишет. "Атлант расправил плечи" — это роман, каким должен быть роман; убеждения и действие в трех увесистых томах, от которых сложно оторваться. От такой страстной и внушительной романизации собственных воззрений авторы сейчас отказались. Характеры словно выточены изо льда, их взаимодействие — каждый раз волевое столкновение, шахматы. Глобальные величины, предприниматели-гордецы, облеченные властью и талантами, борются за свои достижения под знаком доллара. Мир грохочет рельсами железной дороги, мосты пересекают воображение. Такой масштаб в литературе берется с огромным трудом. При этом каждый герой Рэнд — это титан, честный и несгибаемый. Для нее предприниматели, владеющие компаниями, — боги, защищающие свое от жадных толп паразитов. Как провозглашал герой игры "Биошок", словно сошедший со страниц книг Рэнд: "Человек делает, паразит спрашивает — где моя доля?". Мир Рэнд категоричен до последней капли, в нем нет места компромиссам, в нем любовь должна быть заслуженной, должна принадлежать сильному, а нерациональные чувства подобают лишь животным. Эта категоричность является вытекающим из смелости, с которой Рэнд выставляет себя антихристом. Успех ее книг не в том, что она пишет про капитализм, а в том, что она говорит: "Любить деньги — морально. Любить деньги справедливо" и совершенно в этом уверена. Она не манипулирует фактами, она подключает свою страсть, доходя практически до исступления.

Книги Рэнд эпатировали не только прокоммунистически настроенных людей, которые видели в ее текстах оскорбление, дьявольское переворачивание истин, не только верующих, которых она выставляла дураками, но и всех вообще — потому что она открыто говорила то, чего принято стыдиться. Мне кажется здесь совершенно неважным, права Рэнд или нет. Важно то, что большинство часто принимает решения в ущерб себе, считая, что сделать иначе стыдно, — а Рэнд отказывается делать то, чего ей не хочется. Т.е. даже последний бесчестный скряга, наживающийся на смертях детей Бангладеша и продающий поддельные лекарства за непостижимо высокую цену, не признается в этом открыто, он хочет выглядеть хорошим, он запускает бесполезные благотворительные акции. Рэнд жестока к обманщикам, но для всех остальных она оправдывает любые жертвы во имя конкуренции. "Атлант" впечатляет тем, как громко она проговаривает то, что многие считают верным, но что не должно показываться на свет. Именно поэтому любимые ей дельцы морщились, когда она обнажала их тайные мысли. Точно так же ей легко было набирать сторонников — люди, избавляющиеся от чувства вины за свою гордость за собственное дело или нежелание помогать кому попало, в порыве облегчения становились учениками Рэнд. Она любит деньги, как их любят многие, но ей при этом совершенно не стыдно.

Проблема в том, что под ее стандарты практически никто из окружающих даже близко не подходил. Она сконструировала железных людей, живущих по идеалистическим законам. Бизнесмены выставили бы Джона Голта с его речью на улицу, захлопнув перед ним дверь. Рэнд писала о том, что бизнес губит отсутствие идеалов, восприятия своей работы как двигателя, вращающего мир, но мало кто воспринял этот посыл. Еще одна любопытная вещь: капитализм Айн Рэнд почти смыкается с принципом чистого анархизма — в мире "Атланта" люди выполняют свою работу потому, что не могут без этого, при этом не требуя оплаты свыше положенного (таким образом она превращается в чистую меру способностей, т.е. абстракцию), всегда правильно оценивая свои возможности, трудясь потому, что им нравится труд. Все работники трезво оценивают свои силы, они покорны, но инициативны. И анархизм, и чистый капитализм Рэнд смыкаются в том, что оба они — идеалистические, недостижимые конструкции, требующие людей нового типа, несуществующих людей. Айн Рэнд с ее этическим капитализмом совершенно не было и нет места в настоящей Америке.

Фильм "Страсть Айн Рэнд", впрочем, поверхностен. Он рассказывает о том периоде, когда Айн Рэнд полюбила молодого Натаниэла Брэндона, сделала его своим идеологическим наследником, воспринимая молодого энергичного человека как своего Джона Голта, а тот, когда Рэнд постарела, изменил ей с молоденькой девицей, даже не придерживающейся принципов, которые день за днем проповедовала на семинарах и встречах Рэнд. Для того, чтобы встречаться с Брэндоном, Рэнд позвала ее мужа Фрэнка О'Коннора и жену Натаниэла Барбару и спросила у нелюбимых супругов разрешения на внебрачную связь. Исходя из принципов Рэнд, проводить интрижку за спиной было бы отвратительно, а так это шло всем на пользу. Все согласились, хотя в конечном итоге это не привело ни к чему хорошему.

Сценаристов фильма в большой степени интересовала мелодраматическая часть, любовный эпизод, когда стареющий учитель теряет влияние на ученика и остается зализывать раны. Хотя главной страстью Айн Рэнд является, конечно, не юноша, а ее философия. Самая смешная сцена — это момент, когда Брэндон жестко трахает Рэнд на столе под аккомпанемент строк из "Атланта". Это мне напоминает последнюю "биографию" Филипа Дика за авторством Эммануэля Каррера, где он не стесняется думать за Дика. Сцена показалась мне прямой пародией на то, что Рэнд описывала в речи о порочности в "Атланте". Жесткость Рэнд не позволяла придти к компромиссу, поэтому после предательства Брэндон был смещен и раздавлен. Рэнд представлена диктатором, полностью увлеченным своими идеями, человеком сильным, но негибким, фанатичным, что, как мне кажется, полностью соответствует действительности. Ход истории удачно иллюстрирует тот факт, что фанатизм Рэнд разделяет только она сама, — никто не подходит под выдвигаемые ей требования, а потому ее подход окружающих раздражает или травмирует. Рэнд (несмотря на презрение к мистическому, завладевшему разумом интеллектуалов в России, и ее любви к Разуму) является максималистом, даже идеалистом. Окружающие ее слабы, для них богатство — возможность потакать маленьким слабостям, совершать сладкие проступки. Вокруг ее выступлений быстро был создан небольшой бизнес, угнездились шарлатаны. Главным шарлатаном, кажется, была сама Рэнд — из раза в раз повторяя свои выводы, она лишала их соли уже для себя самой. Психологические тренинги при участии Рэнд, где она словно скалкой выбивает из присутствующих их желание помогать ближнему, выглядят чудовищным сектантством. Идеальное воплощение мысли о том, что идеи, буквально претворенные в жизнь, становятся катаклизмом. Рыжий Эрик Столц в роли Натаниэла выполняет свою роль — от восторженного, но самоуверенного юнца-поклонника он быстро переходит к амплуа семейного диктатора и лгуна-ловеласа, пользующегося своим положением ментора.

Упертость Рэнд является трагедией — вот вывод из фильма, практически не заостряющего внимания на творческой стороне дела. "Атлант" упомянут в паре эпизодов, из него процитированы спутанные и совершенно не показательные строки. О масштабе работ не говорит почти ничего. Гордость Рэнд дает понимание о том, почему ее считают пороком, превращает ее в чудовище. Ее железной хватке все вокруг предпочитают что-то помягче, какую-нибудь домашнюю глупость. Книга снята по книге жены Натаниэла Брэндона, так что странно было бы ждать чего-то иного. Хелен Миррен хороша — ее перевоплощение не стопроцентно, но вызывает уважение, однако фильм нельзя назвать удачным. Рэнд нужно читать, потому что каждая из ее книг рассказывает о ней гораздо больше, чем мог бы любой биограф. Ей биограф вообще не нужен. Она до самой старости выступала в каких-то шоу, повторяя про разум, рационализм, вред брака и идеал капитализма. Вот здесь можно увидеть одно из таких шоу — http://www.youtube.com/watch?v=pMTDaVpBPR0. Независимо от недостатков, Рэнд действительно вызывает любопытство, хотя ее часто рассматривают в отрыве от декларируемых принципов. Я недавно нашла статью, где Рэнд называли "русским писателем" при том, как активно физически (уехав, сменив имя) и идеологически она отмежевывалась от России.

"Чего им нужно от меня? — думал Риарден. — Чего они добиваются?" Он никогда и ничего не просил ни у кого из них; это они стремились владеть им, это они предъявляли ему постоянные претензии, причем претензии эти имели облик привязанности, которую, впрочем, ему было труднее переносить, чем любую разновидность ненависти. Риарден презирал беспричинное сочувствие в такой же мере, в какой презирал незаслуженное богатство. По какой-то неведомой причине эти люди взялись любить его, не желая при этом знать, за что ему хотелось бы быть любимым" ("Атлант расправил плечи")

Лучший персонаж из фильма однако — это Фрэнк О'Коннор. Он находится на периферии, с равнодушным стоицизмом, а после с инертностью пьяницы снося все, что происходит. В его трагической и жалобной роли есть что-то запоминающееся, потому что он является человеком, который даже не претендует на то, что понимает, о чем говорит Рэнд.

(02.02.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: