Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Гарольд и Мод / Harold and Maude (1971)


Гарольд и Мод
Средняя оценка: оценка: 4
1971. США. 91 минута.
Жанр: комедия / мелодрама.

Режиссер: Хэл Эшби.
Сценарий — по роману Колина Хиггинса "Гарольд и Мод",
оператор — Джон А. Алонсо,
музыка — Штраус, Чайковский.

В главных ролях: Рут Гордон, Бад Корт.
В ролях: Вивиан Пиклз, Сирил Кьюсак, Чарльз Тайнер, Эллен Гир и др.

Интересные факты о фильме:

- на самом деле исполнительница роли Мод, Рут Гордон, никогда не умела водить;

- Бад Корт хотел, чтобы роль Мод играла Грета Гарбо;

- Хэл Эшби намеревался включить в фильм сцену, где Мод и Гарольд занимаются любовью, но "Парамаунт" эта идея по вкусу не пришлась;

- Гарольда мог сыграть Элтон Джон.

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Гарольд и Мод"

Гарольд и Мод оценка: 4

Гарольд молод, мрачен, инсценирует самоубийства перед богатой и равнодушной матерью и отлично одевается. Мод — инфантильная, жизнерадостная и гиперактивная old lady, которая угоняет машины, позирует художнику ню и которой скоро стукнет 80. Они оба любят посещать похороны, хотя и по кардинально разным причинам: он видит в похоронной церемонии намек на значительность, она — то, что жива, а мир все еще весел. В итоге одинокий Гарольд заинтересовывается странной старушкой, подвозит ее на своем катафалке, это становится "началом прекрасной дружбы", а потом очевидно, что эта старая кошелка — единственная, кто ему интересен.

Очень крутая история, во-первых, за счет исполнителя роли Гарольда, во-вторых, за счет сценок, которые разыгрываются дома у Гарольда, в-третьих, за счет того, что режиссер не постеснялся соединить несоединимое. Да что там — там даже есть сцена, когда Гарольд просыпается утром рядом с Мод, счастливый, как сволочь, и пускает мыльные пузыри над постелью, пока старушка дремлет рядом. Особенно впечатляет момент, когда мать решает женить сына, чтобы он образумился и перестал то висеть в петле, то разбрызгивать кровь по стенам, хотя Гарольд хочет совсем другого — настоящего внимания, соучастия, а не светского холодного общения. В дом начинают приходить разнообразные барышни, каждая из которых по-своему чудовищна. Присутствует очень тонкая сцена, когда одна из них оскорбляет мир не неучастием и бегством, а как раз своим участием — начинающая актриса (тм), увидев, что Гарольд "совершает сэппуку", надеясь ее спугнуть, с манерным визгом и конвульсиями падает рядом, давая сельского "Гамлета". После этого пути назад нет — становится совершенно очевидным, что Мод — единственный здравомыслящий человек, глоток воздуха в аду, где живет Гарольд.

"Гарольд и Мод" хорош тем, что это не идеализированная история. Т.е. совершенно понятно, что это история сугубо конкретная, ее нельзя обобщить, спроецировать на всех сидящих перед экраном. Она — только про Гарольда и Мод, за счет чего приобретает эстетическую ценность рассказа, а не шаблона. В других условиях жизни Гарольд вряд ли обратил бы внимание на Мод, но его жизнь — это жизнь протестующего затворника, который спутал свою клетку с миром вообще и теперь грезит его окончанием. Гарольд из бледного привидения, сидящего на кресле со сложенными руками, на глазах расцветает, избавляется об белой пудры и улыбается так, что это завораживает. Восьмидесятилетняя леди делает из мрачного, эксцентричного пажа мужчину, позволяет ему познать вкус жизни. Она далеко не идеал, но она — лучшее, что с ним происходило. В итоге фильм смешон, немного трогателен, драматичен и по-житейски забавен.

Еще в "Гарольде и Мод" есть потрясающая эротическая сцена, которая пополнила мой список. Это момент, когда Гарольд трогает какую-то деревянную инсталляцию в доме Мод. А еще там есть комически совершенные увещевания психиатра и священника (дадада), который говорит про СМОРЩЕННУЮ ПЛОТЬ. Фильм состоит из небольших кусочков, каждый из которых можно с удовольствием пересказывать. Его отличает и стиль, основательность, какая-то собственная личность.

Отдельным плюсом фильма является его концовка. В таких историях очень легко сфальшивить, наддать слащавых нот. Режиссер не попался в эту ловушку, покончив с происходящем крайне логично, справедливо и не без некоторого юмористического изящества. Все-таки Мод не была бы интересной, если бы соблазнялась миражами. Стопроцентная рекомендация к просмотру, потому что таких фильмов крайне мало на свете.

(24.02.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: