Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Империя Солнца / Empire of the Sun (1987)


Империя Солнца
Средняя оценка: оценка: 3
1987. США. 153 минуты.
Жанр: биографический / военный / драма.

Режиссер: Стивен Спилберг.
Сценарий: Том Стоппард по роману Джеймса Балларда.

В главных ролях: Кристиан Бэйл.
В ролях: Джон Малкович, Бен Стиллер, Миранда Ричардсон, Джо Пантолиано.

Награды:
1989 — Лучший оператор — Аллен Диво (BAFTА)

1989 — Лучшая музыка — Джон Уильямс (BAFTA)

1989 — Лучший звук — бригада звукорежиссёров (BAFTA)

1987 — Лучший фильм — бригада продюссеров (Christopher Award)

1988 — Лучший режиссёр — Стивен Спилберг (Kansas City Film Critics Circle Award, National Board of Review, USA)

1987 — Лучший молодой актёр — Кристиан Бейл (National Board of Review, USA, Young Artist Award).

Интересные факты о фильме:

Кристиана Бейла отобрали для роли на кастинге, в котором приняло участие больше 4000 мальчиков.

Камео: Джеймс Баллард играет одного из гостей на шанхайской вечеринке. К сожалению, в финальную версию картину попало только мгновение с ним в кадре.

Часть фильма о жизни в лагере была сильно урезана. Некоторые роли оказались существенно меньше, чем были в изначальном сценарии. Среди прочего, роль Миранды Ричардсон из одной из главных превратилась в почти эпизодическую.

Версия для печати

Дмитрий Савочкин: Рецензия на фильм "Империя Солнца"

Империя Солнца оценка: 3

19 апреля умер Баллард. Пожалуй, это одно из самых расстраивающих меня событий за последние пару лет. Таких писателей, как Баллард, раньше – в смысле, до него – не было, и по этой причине уже не так важно, будут ли они когда-либо в будущем. Человек, который сделал из фантастики раздел психиатрии, достоен того, чтобы мы здесь, на "Экранке", помянули его, как можем. В смысле, написали пару рецензий на фильмы, снятые по его книгам.

Первой известной киноработой по роману Балларда стала "Империя солнца", выделяющаяся из общего кино-потока тем, что в работе над ней сошлась целая плеяда разномодальных мастеров: по роману Балларда сценарий написал Том Стоппард, который экранизировал Стивен Спилберг, у которого снялся Кристиан Бейл, для которого это роль стала первой главной ролью в кино. Фильм этот проскакивал мимо меня уже лет пятнадцать, но смерть мэтра заставила меня устроить себе ликбез.

Вопреки распространённому мнению, фильм не провалился в прокате, хотя и стал самой низкокассовой картиной Стивена Спилберга за всю его карьеру. (Вспоминается парадокс "самого убыточного фильма" — ведь если фильм самый убыточный в истории, тогда его стОит посмотреть уже только потому, что он самый убыточный, а если все его посмотрят, то он перестанет быть самым убыточным...). Можно много рассуждать, почему так получилось, хотя каждый человек, который попытается посмотреть "Империю солнца", откровет для себя истину к концу второго часа: фильм невыносимо, невероятно тягомотен. Смутные, мрачные, как ноябрьские тучи в Бергене, воспоминания Балларда наложились на неторопливость и стремление раскрыть тему во что бы то ни стало Тома Стоппарда, и всё это помножилось на попытку Спилберга перестать быть режиссёром для масс, и стать Мастером Серьёзных Шедевров. Всё это средоточие пафоса и тягостности разбавляет только прекрасная игра удивительно бойкого, источающего жизненную энергию Кристиана Бейла.

Вообще, актёры в фильме играют очень хорошо. Я бы записал картину в актив и Бейлу, и Малковичу, и даже Джо Пантолиано. Но особенно хороша Миранда Ричардсон (нынешнему зрителю известная, в основном, по роли главной плохой тётки в фильме "Сонная лощина"). Её персонаж в картине настолько ярок, а каждое появление в кадре настолько хорошо запоминается, что даже миниатюрное присутствие (её почти целиком вырезали при монтаже) превратило её роль в одну из главных. Миранде Ричардсон вообще не везёт. А жаль, хорошая актриса.



Сюжет картины можно пересказать тремя словами, и представление о фильме по этим трём словам вы получите очень точное. Шанхай, сорок первый год. Сын английского дипломата, мальчик двенадцати лет, оказывается потерян при начале японского вторжения. Какое-то время он перекантовывается во всеобщей неразберихе, потом попадает в концлагерь, где и живёт до конца войны. Разные люди, разные судьбы, неразбериха – и на этом фоне происходит взросление Джеймса Балларда, который потерялся в возрасте двенадцати лет, а нашёлся уже в шестнадцать. (Вообще-то по картинам coming-of-age главный у нас Вова Гордеев, но сегодня карта выпала мне писать).

Как можно понять по всему вышеописанному, фильм не слишком меня впечатлил. Я не люблю заторможенное кино, и всё, что больше двух часов, считаю пришедшим от лукавого. Но есть в картине несколько вещей, которые цепляют. Во-первых, это, конечно, Бейл. Он действительно молодец. После этого фильма начинаешь понимать, что он с рождения был обречён стать звездой Голливуда номер один (шутка ли дело – подряд Бэтмена и Джона Коннора?!). А во-вторых, это пугающая и чарующая одновременно атмосфера глобального катаклизма, какого-то чудовищного котла, из которого никто не сможет выбраться без потерь. Картина прекрасно иллюстрирует войну, как нечто, что невозможно выиграть. Можно только проиграть больше или меньше. Баллард проиграл меньше. Парень-японец, запускавший самолётики через колючую проволоку, проиграл больше. Вот и всё. Это очень здорово для фильма 87-го года, мне казалось, что так о войне начали снимать только в конце девяностых.

Интересная, всё-таки, жизнь была у Балларда. Дай бог всем такую прожить.

(08.05.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: