Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Таинственная река / Mystic River (2003)


Таинственная река
Средняя оценка: оценка: 4
2003. США. 137 минут.
Жанр: детектив / драма / криминальный.

Режиссер: Клинт Иствуд.
Сценарий: Брайан Хелгеленд (по роману Дэнниса Лихэйна),
Оператор: Том Стерн,
Композитор: Клинт Иствуд.

В главных ролях: Тим Роббинс, Шон Пенн, Кевин Бейкон.
В ролях: Лоуренс Фишберн, Марша Гэй Харден, Лора Линни, Кевин Чэпмен, Эмми Россам.

Награды:
2 "Оскара" — лучший актер (Ш.Пенн), лучший актер второго плана (Т.Роббинс).
"Золотой глобус" — лучший актер (Ш.Пенн), лучший актер второго плана (Т.Роббинс).
МКФ в Каннах — Golden Coach.
"Сезар" — лучший иностранный фильм.
Satellite Awards — лучший актер (Ш.Пенн), лучший адаптированный сценарий.
National Society of Film Critics Awards, USA — лучший режиссер.
National Board of Review, USA — лучший актер (Ш.Пенн), лучший фильм.
Приз Гильдии художников США
Blue Ribbon Awards — лучший иностранный фильм.
Fotogramas de Plata — лучший иностранный фильм.
Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм.
London Critics Circle Film Awards — фильм года, режиссер года.
Mainichi Film Concours — лучший иностранный фильм.
Sant Jordi Awards — лучший иностранный фильм.
Uruguayan Film Critics Association — лучший фильм.

И еще порядка 20 премий..

Интересные факты о фильме:

Фильм был снят за 39 дней.

Роль-камео: в сцене с парадом Деннис Лихейн сидит в авто с откидным верхом и машет рукой.

Также в роли-камео (хозяин винного магазина) снялся Эли Уоллах, с которым Иствуд играл в "Хорошем, плохом, злом".

Дэйв смотрит по телевизору фильм "Вампиры" Джона Карпентера.

Роль Шона Дивайна должен был сыграть Майкл Китон. Он несколько раз прочел сценарий, обсуждал роль с представителями департамента полиции штата Массачусетс, прожил в Бостоне несколько недель. Но за месяц до начала съемок вошел в жесткий клинч с Иствудом по принципиальному вопросу, касающемуся роли, и покинул проект. Его место занял Кевин Бейкон, специально для съемок поработавший бок о бок с местной полицией.

Фильм вошел в двадцатку "Самых переоцененных фильмов в истории кино" по мнению журнала Premiere.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Таинственная река"

Таинственная река оценка: 4

Рональд Рейган, который всю жизнь снимался в вестернах, стал президентом США. Клинт Иствуд, который тоже начинал с вестернов, внезапно стал режиссером.

Более того, Клинт Иствуд неожиданно стал одним из самых интересных американских режиссеров конца ХХ – начала XXI века. Персона Иствуда представляет больше интереса, чем персона Рейгана. Режиссер – главнее президента, хотя оба они режиссеры.

Бывало, что Иствуд киксовал (например, с фильмом "Подмена"), но в целом его фильмы гарантированно интересны. Режиссер затрагивает социальные проблемы, которые уже всем набили оскомину, но расправляется с ними с поистине голливудским шиком. Его мрачные фильмы, где мизантропия борется с гуманизмом и последний неизменно побеждает, всегда увлекательны. Они щекочут нервы, иногда даже заставляют замирать сердце. Их хорошо смотреть.

Фильм "Таинственная река" относится к детективному жанру, но непринужденно выходит из уготованных жанром рамок. Начало и концовка связаны между собой не только сюжетно, но и на символическом уровне, и не являются детективными. Действие фильма происходит в небогатом квартале какого-то американского города. Трое мальчиков лет 10 выцарапывают свои имена не незастывшем цементе. Останавливается представительский автомобиль, оттуда выходит какой-то серьезный мудак лет под пятьдесят и начинает суровую отповедь насчет порчи государственного имущества. Затем он приказывает одному из юных хулиганов сесть в автомобиль, чтобы отвезти его к матери для разборок. Мальчику приходится подчиниться. Пожилой водитель поворачивается с улыбкой, которую хочется разбить о кирпичную стену.

Вместо родительского дома водитель выбирает другой маршрут. Автомобиль отвозит мальчика куда-то на район, и два пожилых мудака насилуют его на протяжении четырех дней. После чего, каким-то чудом, мальчику удается сбежать. Потом происходит скачок во времени, и мы видим понурого, полуседого Дэйва (Тим Роббинс), ведущего своего малолетнего сына домой. Прошло 30 лет. Один бывший приятель Дэйва, Джимми, стал уркаганом, но завязал, хотя до сих пор тусуется с местными бандитами. Другой (Шон) – стал полицейским. Это их способ защиты от внешнего мира. И Шон, и Джимми знают, что от мира надо защищаться. Детективная интрига завязывается тогда, когда убивают старшую дочь Джимми (его, кстати, играет Шон Пенн). А одним из подозреваемых, кстати, является Дэйв.

Клинта Иствуда действительно волнуют вопросы жизни и смерти, – видимо, потому, что ему под 80. Самое главное, он не стесняется, в отличие от многих стариков, говорить о смерти. И его разговор серьезен, — это уже не оперетточная смерть в спагетти-вестернах Серджио Леоне, благодаря которым прославился Клинт Иствуд. В свою очередь, следует быть благодарным Иствуду, что он поднимает не только вопрос смерти, но и вопрос жизни, которая, впрочем, ведет к смерти. Впрочем, Иствуд говорит и об этом. Особенно в данном фильме.

Мрачная детективная история, которая является камерной исключительно из-за антуража, а также из-за невозможности или нежелания героев выбраться из "родного" квартала. Зрителю обильно намекается, что именно Дэйв убил Кэти. Зрителю навязывается чудовищная мотивация: Дэйв отомстил Джимми за то, что тот не сел в роковой автомобиль вместо него.

Напарник Шона, которого играет Морфеус, является "независимым" представителем закона. Напарник пытается убедить Шона, руководствуясь "законами психиатрии", а также действительно вескими уликами, что именно Дэйв – убийца. Дэйв действительно ведет себя как психопат, но на то есть причины. Он старается быть спокойным, но это выглядит еще более подозрительным.

Джимми самостоятельно ведет свое бытовое расследование и находит убийцу. Убийца – Дэйв.

На самом деле, как детектив – фильм так себе (нарушаются каноны, соучастники, тем более такие нелепые и необоснованные, появляются только в развязке, и так далее. Скорее, это психологический триллер). Но сюжет настолько закручен и настолько драматичен, – если не сказать трагичен, – что детективная интрига оказывается даже лишней.

В "Таинственной реке" обвиняются все персонажи, в том числе и второстепенные. Обвиняются в преступлениях против морали, человечности, обвиняются в отсутствии рассудительности, терпения, обвиняются в косности, слабости… И в то же самое время не обвиняются.

В двусмысленном финале фильма жизнь, преисполненная как счастья, так и душевных страданий, торжествует. Шон (Кевин Бейкон) наставляет на преступника Джимми указательный палец и щелкает курком (впоследствии этот жест будет чуть ли не с пародийной интонацией растиражирован Клинтом Иствудом в "Гран Торино"). Вряд ли Шон усадит Джимми за решетку, потому что следующим тогда, возможно, будет он сам – последний. А ведь у него сейчас все так хорошо!

Джимми, уходя в недалекую даль по пунктиру разделительной полосы, скажет сакраментальные слова: "Дэйва нет с тех пор, как он уехал в том автомобиле". И добавляет, что для них всех, может быть, жизни нет, есть только сон.

Джимми, конечно, неправ: потому что во второй раз Дэйв уехал в автомобиле, где за рулем сидел один из приятелей Джимми. И это – самый зловещий символ фильма. Зло – последовательно, и у него всегда течка. В "Таинственной реке" зло показано гораздо более бытово, но не менее страшно, чем в глобальном камерно-метафизическом пространстве последней серии "Твин Пикса". Не нужно, чтобы в тебя вселился злой дух Боб, достаточно на Боба посмотреть, – и детская впечатлительность сделает свое дело.

Что еще в фильме интересно: Клинт Иствуд разрушает культивируемый и непорочный образ семьи. Жена Дэйва, Селеста, уверяется в том, что ее муж – убийца. Вскоре она абсолютно перестает ему доверять, хотя они – идеальная пара, они очень похожи друг на друга. Жена Джимми, Аннабет, – двоюродная сестра Селесты. Она абсолютно доверяет мужу, обо всем знает и обо всем догадывается, но ее ничего не смущает. Она не только не осуждает Джимми, но и поощряет.

Селеста же делится своими подозрениями с Джимми и, по сути, выдаёт своего мужа Джимми.

Если приглядеться к американским фильмам, то в большинстве из них дружбы нет. Люди дружат только со своими женами и детьми. Вот эту самую дружбу Шон обретает в финале фильма и именно поэтому не может посадить своего старого школьного приятеля Джимми, который находится в окружении любящей жены, двух живых дочерей (а также корешков-ублюдков, ну да черт с ними). К тому же сейчас идет праздничный первомайский парад.

(19.06.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: