Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Район №9 / District 9 (2009)


Район №9
Средняя оценка: оценка: 4
2009. Новая Зеландия / ЮАР. 112 минут.
Жанр: фантастика.

Режиссер: Нил Бломкамп.
Сценарий: Нил Бломкамп, Тэрри Татчелл,
Оператор: Трент Опалок,
Композитор: Клинтон Шотер.

В главных ролях: Шарлто Копли.
В ролях: Джейсон Коуп, Натали Болтт, Сильвен Страйк.

Интересные факты о фильме:

Фильм основан на шестиминутной короткометражке Бломкампа "Выжить в Йобурге" ("Alive in Joburg"). Оба фильма основаны на детских воспоминаниях Бломкампа об апартеиде.

В главной роли Нил Бломкамп снял Шарлто Копли, "продюсера" своих короткометражных фильмов. "Район №9" стал первым полнометражным фильмом Бломкампа. Здесь уже требовался продюсер покруче, и стал им Питер Джексон.

Джексон выдал 30 миллионов долларов на "Район №9" после того, как накрылся медным тазом проект "Halo", который Бломкамп должен был режиссировать.

Все пришельцы нарисованы на компьютере. Трупы пришельцев, которые лежат на операционных столах в лаборатории, — "настоящие".

Останки животных, то и дело попадающие в кадр, тоже настоящие (за редкими исключениями).

А вот целая пачка недешевых сайтов, пожравших часть бюджета рекламной кампании фильма в России:
http://www.mnu-org.ru/
http://www.mnu-lies.ru/
http://www.districtnine.ru/
http://www.District9.ru

Смотри также: Фильмы про пришельцев и НЛО

Версия для печати

Владимир Гордеев: Воспоминания об апартеиде по ту сторону колючей проволоки

оценка: 3.5

Идея фильма: злоключения человека в гетто для инопланетян. Сама идея не нова. В 1988 году нечто подобное режиссер Грэм Бейкер показывал зрителям в "Нации пришельцев". В этом фильме терпит крушение корабль, перевозящий 250 000 рабов, и те оседают на Земле, в американской пустыне Мохаве. Наконец, в гламурной фантастической комедии с Уиллом Смитом "Люди в черном" тайное бюро борется, не покладая рук, с нелегальной инопланетной эмиграцией. То есть, грубо говоря, идея очень не нова, но в мастеровитых руках Нила Бломкампа, Питера Джексона и ребят с Weta она заиграла свежими красками.

Прежде чем перейти к обзору нововведений Бломкампа, следует отметить достоинства самой идеи. У человека, который верит в пришельцев, вырабатывается свое отношение к визитерам из космоса, но выбор его невелик. Человек либо видит в них друзей, которые принесут Земле процветание, либо врагов, которые сотрут Землю в порошок. Других вариантов быть не может. Пришельцы, умеющие преодолевать межзвездные расстояния, априори более продвинуты, нежели человеческая раса, им нечему учиться у людей. Они сильнее и умнее. Так что главный вопрос заключается вовсе не в отношении землян к инопланетянам, а в отношении инопланетян к землянам. Идея, которую использует Бломкамп в своем фильме, оригинальна в том плане, что пришельцы становятся зависимыми от людей. Пришельцы здесь – свергнутые в грязь небожители. Уже в одной только идее запрятано богоборчество, подспудно разделяемое большинством людей, тем более молодых людей, – а ведь именно молодежь и составляет большую часть киноаудитории. Хотя, следует признать, Бломкамп борется с богоборчеством изо всех своих человеческих сил: его герой попытается вознести свергнутых небожителей обратно на небеса.

Первое, что бросается в глаза. Поначалу Бломкамп уходит от жанровости, и первые тридцать минут фильма – самые лучшие. Live-камера, репортажная подача материала, интервью. Это сделано для того, чтобы придать картине максимум реалистичности, задача, над которой кинематографисты бьются все то время, что существует кинематограф. Что касается конкретно фильмов о пришельцах, то первым, кажется, до такой визуализации додумался М.Найт Шьямалан в "Знаках".

На реалистичность фильма работает и то, что режиссер, по сути, ничего не придумывает: берет любое гетто, общедоступные поллы, заменяет проживающую в гетто национальность на инопланетян – и готово! Социалка прёт моментально. Реализм в огромном плюсе.

Как известно, фильм основан на детских воспоминаниях Нила Бломкампа об южноафриканском апартеиде. Всегда, но чаще всего в детстве, объективная реальность искажается, преломляется, принимает странные формы, сталкиваясь с фантазиями, которые считываются со страниц книг, журналов, с экрана телевизора, или приходят во снах. Знаете, кого мне напоминает Бломкамп со своими инопланетянами и зависшим в небе кораблем? Фантазерок из фильма Питера Джексона "Небесные создания". Его юные эскапистки спасались от обломного мира в собственном фэнтэзийном мирке. Бломкамп тоже спасается. Бежит от серьезного неигрового кино в кино массово-развлекательное… С другой стороны, конечно, Бломкамп всегда может заявить, что посредством своей игры в жанр он пытается донести до нации попкорна серьезные вещи. И тут не найдется, что ему возразить. Публика действительно тепло принимает и без проблем воспринимает его фильм.

Действие картины происходит в Йоханнесбурге, крупнейшем городе ЮАР. Даже медийные персонажи фильма недоумевают, почему Йоханнесбург, а не Лос-Анджелес, не Вашингтон? Да потому что зрителю надоело. С 1951 года пришельцы штурмуют лужайку перед окнами кабинета президента Америки, а толку для землян – ноль. Постриженная травка и ровный асфальт заменяются в фильме Бломкампа горами отбросов, в которых роются пришельцы, картонными хибарами, грязью, рваными майками, торговлей оружием на каждом шагу, в общем, удручающим и безумно неореальным пленэром. Еще один плюс в копилку вожделенной реалистичности.

В фильме звучит этническая музыка в обработке. Подобная музыка серьезно украшала сомалийское мочилово в "Черном ястребе" Ридли Скотта, а значит, и в фильме про мочилово в ЮАР придется к месту. Действительно, пришлась.

Отсчитайте полчаса от начала фильма. Смачный социальный sci-fi здесь делает крен в сторону жанрового кино. И фильм сразу начинает сдавать.

Обращает на себя внимание имя главного героя – Викус ван де Мерве. Голландское имя. Этот Викус – выкормыш Ост-Индской компании, потомок колонизаторов эпохи великих географических открытий, кровное дитя угнетателей детей природы – африканцев и туземцев Океании. Ныне он руководит переселением инопланетян на бесплодные земли. А фирма, на которую он работает, не только монополизировала все связи с пришельцами, но и без зазрения совести проводит над ними бесчеловечные опыты! Всё, естественно, завязано на иноземном оружии, которым — о мудрость космоса! — могут пользоваться только пришельцы.

Антропоморфные персонажи, которые населяли каждый фантастический фильм прошлого столетия, теперь в прошлом. Техническая база позволяет присылать на Землю любых тварей. У Бломкампа это что-то вроде двуногих ктулхумоллюсков. Викус, словив инопланетной дряни в рот, начинает мутировать, превращаться в пришельца, которые по строению тела напоминают человекомуху из "Мухи" Дэвида Кроненберга. Но герой Джеффа Голдблюма не испытывал особых терзаний по поводу своей трансформации, ибо был ученым до мозга костей. Витус же стремится вернуться к нормальной жизни, прыгнуть обратно из грязи в князи, снова стать человеком, а не бесправным, униженным пришельцем. В этом ему может помочь один инопланетянин, и теперь уже не чужие зависят от Витуса, а сам Витус становится зависим от чужих. Не говоря уже о том, что его преследует собственная компания, – ведь отрастив клешни Витус может управлять инопланетным оружием. Жестокая ирония судьбы пробуждает в голландском африканце глубокие человеческие чувства, а мутация заставляет его принять и почувствовать инопланетную скорбь.

Авторы фильма не избежали соблазна пройтись по теме каннибализма. Каннибализмом принято называть поедание особей своего вида. Тут же возникает вопрос: ладно, человека жрать нельзя, а братьев по разуму жрать можно? Это как вообще, хорошо? Черные братья из соседней страны наладили в гетто торговлю оружием. Инопланетное оружие они выменивают на кошачьи консервы. А инопланетных "brothers in arms" они поедают, тщетно надеясь, что это даст им возможность пользоваться их оружием. Бломкамп показывает черных братьев недостойными дикарями, которые так и не избавились от паскудного, атавистического мышления: если я съем мозг врага, – я вберу в себя его ум. Поедание инопланетян превращается в фильме в бессмысленный магический ритуал. Симпатичный такой антиклерикальный нюанс. Ну и слегка расисткий, конечно, тоже.

При всех многочисленных плюсах у фильма есть серьезные минусы. Многое остается за кадром, присутствуют логические нестыковки. Например, за кадром осталась высадка инопланетян на землю. Полтора миллиона беспомощных пришельцев как-то были доставлены на Землю. Как? Хотелось бы узнать… Горстка, точнее говоря, двое пришельцев, принадлежащих интеллектуальной элите, двадцать лет вырабатывают топливо, которое может доставить шлюпку, спрятанную под лачугой, на корабль (кроме того, волшебное вещество превращает Витуса в инопланетянина). Что ж это за гравицапа, извините, такая, и на кой ляд она вообще нужна, если в конечном итоге инопланетянин добирается до корабля безо всякой шлюпки, дистанционно активировав приборы на корабле и заставив корабль поднять себя туда? Непонятно также, почему инопланетный корабль наводнен миллионами бомжей и бездельников. В фильме оговаривается, что это "тупые исполнители", работяги, а, мол, руководство куда-то подевалось. Где-то еще упоминается, что пришельцы, дескать, не признают "права на собственность". Тоже странное утверждение, если учесть, что данный сброд – исполнители чьей-то воли, то есть, работники. Очевидно же, что при таком раскладе существует социальное неравенство, а значит, и имущество. И, наконец, если это "работники", то почему нельзя заставить их потрудиться на благо человечества…

(19.08.2009)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Район №9"

оценка: 4

Неожиданная социальная фантастика, в которой инопланетяне не захватчики, а жертвы, потому что их корабль прилетел на Землю — и не может улететь. Выполненное как псевдодокументалистика, кино вдобавок обладает мощным ироническим зарядом "Звездного десанта" — клерки ходят по жалким лачугам инопланетников, плохо их понимающих и дерущихся из-за куска тухлого мяса, и пытаются заставить подписать заявление о выселении. Инопланетники в ответ шевелят жвалами, робко прячутся или хамят, но к ним всерьез решено применить силу. Однако печальный бытовой юмор не делает "Район" комедией — это скорее история об апартеиде, где в роли угнетенных выступают инопланетники. Фильм весьма мощно конструирует реальность, где на Земле существует гетто пришельцев, потому что использует для этого давно известные приемы СМИ и настоящую психологию. Какую нишу могут занять глуповатые странные существа, не имеющие никакой силы?

"Район №9" также использует прием, когда неприятного героя запихивают в чужую шкуру, где он переживает все то, что переживали прежде презираемые им, — и постепенно изменяется. Не совсем правдоподобная, но жуткая трансформация человека, напоминающая футуризованный рассказ Кафки, добавляет нюансов. Шикарный фильм, после которого хочется продолжения.

(25.08.2009)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: А у нас на районе...

Район №9 оценка: 4

Откровенно говоря, не смотря на стартовый запал, мне сейчас совершенно не хочется писать рецензию на этот фильм, потому что писать холодно не получится, а писать эмоциально — значит повторить три тонны словесного материала, который уже успели выплеснуть тысячи и тысячи доморощенных критиков на всех без исключения киносайдах.

Рождённый из небольшой краткометражки, "Девятый округ" появился на свет случайно, как замена несостоявшемуся проекту по компьютерной игре "HALO". По своей базовой задумке картина, безусловно, об аппартеиде — но в ходе разработки идеи вглубь она стала куда богаче. Тут, кстати, можно упомянуть первый косяк — сюжет в фильме, в общем-то, простоват — туманный намёк на высшую расу инопланетян, показанный кусок корабля, отваливающийся от корпуса, и мысль о том, что "руководители" где-то должны существовать, не оставляет шанса на другое развитие событий. (Кстати, никогда не поверю, что ни один человек в пространстве фильма не обратил внимания на то, что все инопланетяне жёлтого цвета, и только один — зелёного!). Но разве ж такие мелочи замечает настоящий зритель, когда в первые сорок минут ему даже выдохнуть не дают, бомбардируя феноменально экзотической картинкой и новыми, бьющими по мозгам, деталями каждую минуту экранного времени? Когда на твоих глазах смешивается мокьюментари, фантастический боевик и остро-социальная драма, ты едва ли будешь вычёсывать насекомых из бороды.

В этом фильме есть хорошее. Его можно долго перечислять. В этом фильме есть плохое. Если как следует порыться, его тоже можно довольно долго перечислять. Но в этом фильме, безусловно, есть главное — почти безудержный полёт фантазии и откровенное экспериментирование с матрицами современной культуры, жанровыми клише и существующими в современном кино тенденциями. А экспериментальное кино — это всегда хорошо, при любых обстоятельствах.

Думается, с таким почином Нил Бломкамп, а вместе с ним и южноафрическое кино далеко пойдут. Если милиция не остановит.

ЗЫ: Исполнитель главной роли Шарлто Копли никогда не был профессиональным актёром, и не планировал развивать актёрскую карьеру. Он просто почти случайно снялся у Бломкампа в вышеупомянутой краткометражке, и после этого режиссёр уже не видел другого актёра на этой роли. Неисповедимы пути господни!

(26.08.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: