Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Мать Иоанна от ангелов / Matka Joanna od aniolów (1961)


Мать Иоанна от ангелов
Средняя оценка: оценка: 4
1961. Польша. 101 минута.
Жанр: исторический / религиозный.

Режиссер: Ежи Кавалерович.
Сценарий: Ежи Кавалерович, Тадуеш Конвицкий (по одноименно повести Ярослава Ивашкевича),
Оператор: Ежи Вуйчик,
Композитор: Адам Валачиньский.

В главных ролях: Лючина Винницка, Мечислав Войт.
В ролях: Анна Чепелевская, Мария Хвалибог, Зигмунт Зинтель.

Награды:
МКФ в Каннах — Специальный приз жюри..

Версия для печати

Владимир Гордеев: Массовая одержимость в женском монастыре! Click here!

Мать Иоанна от ангелов оценка: 4

Действие фильма 39-летнего Ежи Кавалеровича начинается в харчевне на окраине маленькой деревни. Это предпоследний пункт в путешествии ксендза Юзефа Сурина. Из окон харчевни открывается вид на женский монастырь, куда Сурин держит путь, чтобы изгнать бесов из матери-настоятельницы Иоанны. Предыдущий ксендз, исполнявший эту миссию, сдался перед натиском дьявольских чар и был сожжен, оставив двух детей сиротами. Призывный колокольный звон раздается в тиши, указывая дорогу заплутавшему в лесу путнику, но на самом деле, ведет человека на духовную смерть. Бесами одержимы почти все монахини, но лишь в одной, матери Иоанне, засели сразу восемь демонов. Не тронули бесы лишь монашенку Маргариту, – этой шутливой девушке не нужны бесы, ее может сбить с толку и обычный человек, что вскоре и происходит. Деревенские жители свыклись с бесноватыми монастырем. Акты экзорцизма, проводимые в местном костеле, воспринимаются ими как некое развлечение. Монастырь принес туристическую славу здешнему захолустью.

Фильм дал богатую пищу для размышлений и подражаний. Темы, поднятые Кавалеровичем, в дальнейшем будут использоваться и Уильямом Фридкиным, и Анджеем Жулавским. Борьба Сурина с демонами, одолевающими мать Иоанну, затрудняется из-за ее непримиримой гордыни. Для Иоанны, дочери незнатного ксендза, ключевым вопросом является вопрос собственной значимости. Для нее возможны только два варианта: либо быть святой, либо быть проклятой. Быть смиренной, незаметной ей не хочется. Одержимость воспринимается ею за благо. Она любит дьявола, который сидит внутри. Ей льстит, что она – его избранница. На той же богомерзкой любви к дьяволу основан хоррор Жулавского "Одержимая". Естественно, конкретный режиссер Жулавский привносит в фильм абсолютную конкретность: его дьявол не бесплотный дух, а вполне материальная тварь весьма отвратительного вида.

Борясь за спасение души Иоанны, Сурин предлагает сатане покинуть ее тело и вселиться в его тело. Точно к такому же методу прибегнет священник Дамиен Каррас в финале "Изгоняющего дьявола".

Естественно, хоррор Уильяма Фридкина насыщен спецэффектами и трюками, шокировавшими зрителей начала 70-х. Фильм же Кавалеровича снят в черно-белом цвете и отличается изобразительной скупостью.

Совершая экскурс в историю, Кавалерович избегает сочных красок, роскошных декораций и костюмов, присущих подавляющей массе исторических фильмов. Визуальная сдержанность делает фильм Кавалеровича подчеркнуто, можно сказать, религиозным. (Например, через пять лет Кавалерович экранизирует "Фараона" Болеслава Пруса, и здесь уже не поскупится на краски).

"Мать Иоанна от ангелов" снят по одноименной повести Ярослава Ивашкевича. Ее можно прочитать на сайте lib.ru. Повесть основана на двух историях массовой одержимости, произошедших во Франции в 1631 и 1642 годах. Одна история приключилась в монастыре урсулинок в городе Лудене, другая – в францисканском женском монастыре нормандского городка Лувьер. В первом случае настоятель Урбэн Грандье, заключив договор с дьяволом, подкинул монашкам ветку белых роз, обработанную сатанинским зельем. Монахини, нюхнув дьявольских роз, потеряли иммунитет и впустили в себя демонов. У Грандье были "черные намерения" — так же, как и у сожженного по сюжету фильма ксендза. Однако Грандье не только хотел принудить сестер к совокуплению с собой, но хотел также подставить своего соперника, кандидата на должность настоятеля прихода. Так, типа, показало следствие, длившееся три года и закончившееся сожжением Грандье. О событиях же, происходивших в Лувьере, известно из автобиографии монахини Мадлен Бавен, записанной ею в тюрьме. Лувьерский монастырь превратился в храм Люцифера. Монахини, подзуживаемые капелланом, творили шабаши, сотрудничали с ведьмовскими общинами Парижа и Орлеана. Они ели человеческое мясо и предавались коллективному разврату. После следствия, длившегося два года, капеллан Метьюрен Пикар был сожжен.

В фильме Ежи Кавалеровича ксендз Сурин вступает с дьяволом в сговор, чтобы освободить другого человека, но словно забывает, что дьявол — царь лжи.

По неизвестной причине религиозный "фильм ужасов" Кавалеровича шел в советском кинопрокате.

(11.09.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: