Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


8 1/2 / 8 1/2 Otto e mezzo (1963)


8 1/2
Средняя оценка: оценка: 4.5
1963. Франция / Италия. 138 минут.
Жанр: драма / комедия.

Режиссер: Федерико Феллини.
Сценарий: Федерико Феллини, Эннио Флайано, Туллио Пинелли, Брунелло Ронди,
Оператор: Джанни Ди Венанцо,
Композитор: Нино Рота,
Продюсер: Нино Рота.

В главных ролях: Марчелло Мастроянни.
В ролях: Клаудиа Кардинале, Анук Эме, Сандра Мило, Барбара Стил, Мадлен ЛеБо, Катерина Боратто, Гуидо Альберти.

Награды:
2 "Оскара" — лучший иностранный фильм, лучшие костюмы для ч/б фильма.
МКФ в Москве — Гран-При.
National Board of Review, USA — лучший иностранный фильм.
Bodil Awards — лучший европейский фильм.
Синдикат итальянских журналистов — режиссер, сценарий, сюжет, оператор (ч/б), продюсер, композитор, актриса второго плана (С.Мило).
Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм, лучший иностранный режиссер.
New York Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм..

Интересные факты о фильме:

Оригинальное название фильма — "La Bella Confusione", что можно перевести как "Прекрасное замешательство".

Во время съемок Феллини прикрепил к кинокамере записку: "Помни, что это комедия".

Фильм послужил основой бродвейского спектакля "Nine", который завоевал премию "Тони".

Ходят слухи, что изначально Феллини хотел снять в роли Гвидо Лоуренса Оливье.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "8 1/2"

8 1/2 оценка: 5

Действие фильма происходит на модном курорте-санатории, где обретаются творческие личности, итальянская интеллектуальная и художественная элита. В центре повествования модный режиссер Гвидо. Он пьет "святую воду" по назначению врача и пытается определиться, какую "благую весть" хочет донести человечеству своим новым фильмом. Наброски сценария имеются, их порицает модный критик. Продюсер развил активную деятельность, он тратит миллионы на постройку космического корабля – новый фильм Гвидо, судя по всему, будет пост-нуклеарным. Гвидо окружает масса людей, в той или иной степени связанных с ним: жена, любовница, продюсер, критик, оператор, потенциальные актрисы, мечтающие о роли в кинофильме великого Гвидо. Все они что-то требуют от него. Гвидо представляет собой солнце, вокруг которого крутится весь остальной мир. Но чем больше ждут от него, тем ему приходится психологически сложнее. Меньше всего ему хочется снимать банальный фильм, он боится разочаровать, поставить под удар свою исключительность. Реальность перемежается снами, фантазиями и воспоминаниями Гвидо, из которых очевидно, что с самого раннего детства от него постоянно что-то требовали, а зачастую и наказывали за невыполнение просьб, мольб и приказов. А ведь Гвидо был веселым, подвижным ребенком, которому только и надо было, что веселиться и знакомиться со взрослыми женщинами. Писатель Альберто Моравиа по выходу фильма подметил, что "Гвидо – одержимый эротоман, садист и мазохист, склонный мифологизировать себя, это клоун, обманщик и лжец. В какой-то мере он напоминает Леопольда Блума из романа Джеймса Джойса "Улисс".

Этот фильм, также как и "Амаркорд", считается не просто "авторским" (у Феллини все фильмы – авторские), но и чрезвычайно личным фильмом. Об этом говорит уже одно название. Число "8 ½" в названии – сумма "накопленного" режиссерского опыта Феллини: шесть полнометражных картин, два короткометражных (0,5 + 0,5) и фильм, сделанный в соавторстве с Альберто Латтуада "Огни варьете" (0,5), который Феллини также посчитал за половинку. Думаю, что Феллини всех обманул и сыграл в свою привычную игру — это имитация "личного" фильма.

Фильм пользовался огромным успехом как в Европе, так и в Америке. Он получил Гран-При на Московском кинофестивале, хотя Никита Сергеевич Хрущев заснул на показе и оттого кинокартину не взлюбил. Однако, поначалу и в Штатах к шедевру Феллини отнеслись достаточно холодно, посчитав его "интеллектуальной жвачкой", – как отмечает биограф Феллини Холлис Альперт. То есть, по своему интеллектуальному развитию Хрущев недалеко ушел от американских кинокритиков, и если бы не стал генсеком, то вполне мог писать статьи в нью-йоркские журналы.

В числе "гонителей" на фильм Феллини была известная критикесса Полина Каэль, назвавшая фильм "структурной катастрофой". Зато она сделала точное наблюдение, что так же, как и в "Сладкой жизни", в фильме "8 ½" Феллини потакает представлениям публики о развращенности богатых и одаренных людей. В "8 ½" Феллини создает миф о жизни успешного гения.

Косвенное подтверждение словам Каэль можно найти в статье успешного советского гения Михаила Ромма, посвященной монтажу аттракционов.

Разбирая фильмы Феллини, он находит "Сладкую жизнь" великолепным фильмом, значительно более лучшим, чем "8 ½". Он считает, что "оба фильма практически лишены сюжета, в них с трудом можно проследить костяк, на который нанизывается шашлык аттракционов".

При этом в "Сладкой жизни" Ромм обнаруживает "острую критику современного буржуазного общества". "Сладкая жизнь" кажется Ромму не просто "острым", но и, очевидно, достоверным, убедительным фильмом. Ромм не имеет представления об итальянском обществе. Рассказом же о творческим муках, постигших режиссера, другого режиссера (в том числе, естественно, и Ромма) не удивишь.

Ромм пишет, что после второго просмотра ему стал понятен механизм картины "8 ½", и многое ему не очень понравилось". Однако, он не пишет, что не понравилось конкретно. Надо полагать, что картина, как минимум, показалась ему надуманной и недостоверной.

Феллини сделал расчетливое кино, которое балансирует на грани между приятием и неприятием со стороны зрителя, между восхищением и сарказмом. Это беспредельно талантливая провокация. Это фильм, сделанный даже не то что мастером, а магистром.

Итак, в "Сладкой жизни" Феллини потрафил представлениям зрителей о жизни репортеров, которые пишут о "светской жизни". В фильме "8 1/2" он потрафил представлениям зрителей о том, как живут режиссеры.

В обоих случаях, он угадал на все 100 процентов (фильмы нравятся зрителю). Он к этому стремился, и он этого достиг. Как бы не отнекивался при этом...

Сейчас "8 ½" практически весь растаскан на цитаты. В данный момент фильм занимает 153-е место в списке лучших фильмов по зрительскому голосованию на imdb.com, находясь аккурат между "Большим Лебовским" и "Житием Брайана". Разговоры о том, что "8 ½" является "интеллектуальной жвачкой", оказались несостоятельными. Массовый зритель пропёрся!

Феллини сделал захватывающий фильм, и привлекательность его фильма – в подвижности. В фильме не так уж много статических эпизодов. Камера находится в движении, ее траектория причудлива, в кадре постоянно что-то происходит, а каждый затяжной "пролёт" заканчивается крупным планом выразительной головы, зачастую "говорящей". Филипп Янковский, в 2002 году снявший римейк "Сладкой жизни", назвал свой фильм "В движении". Похоже, не только потому, что жизнь главного героя заключается в постоянном движении...

Что касается меня, то впервые я посмотрел "8 ½" году в 1997, во время сессии, накануне экзамена. Фильм шел поздно ночью, но я, засев на кухне перед черно-белым телевизором, забыл про сон и про экзамен, настолько фильм меня заворожил. Это тем более удивительно, что, в принципе, творчество Феллини никогда не было мне близко, а "Ночи Кабирии", например, я до сих пор так и не смог досмотреть до конца. Совершенно убежден, что "8 ½" я буду пересматривать ещё, и не раз.

Какой же оценки заслуживает фильм? Безусловно, было бы концептуальным решением выставить ему 8,5 балла. Но, поскольку такой оценки на "Экранке.ру" не предусмотрено, ограничусь пятью баллами.


Гвидо — прообраз Индианы Джонса.

(30.10.2009)

Версия для печати


Мор: Невозможность отказа

8 1/2 оценка: 4

Феллини снял целый фильм о человеке, который не хочет отказывать. Его заставляют говорить, публика ожидает откровений или решений, но находящийся в вакууме Гвидо совершает поразительные трюки, чтобы уйти от любого ответа. Он — мастер менять темы, король компромиссов. Герой, постоянно находящийся в окружении женщин, репортеров, приятелей, совершает подвиги ради того, чтобы ничего не выбирать. Вначале это выглядит раздражающе, доходя до пика на фантазии Гвидо, где его строгая жена, глуповатая любовница, обольстительная актриса и многие другие женщины живут в гареме, обожающем Гвидо, не вступая в распри, не создавая конфликтов. Затем скольжение переходит в философию. Большинство борется за возможность выбора, Гвидо борется за то, чтобы ничего окончательно не решать. Когда отступать становится некуда, улизнуть — невозможно, режиссер вдруг бросает гигантоманские укрытия, за которыми так долго скрывал кризис, и все же делает единственный выбор за весь фильм.

"8 1/2" — фильм-неудобство, который трудно будет смотреть любому решительному человеку. Нежелание отрезать всегда означает неопределенность. Гвидо заставляет скрежетать зубами, его легкомысленность, мечты одинокого мужчины, желающего примирить красавиц, каждой из которых что-то мучительно нужно, а от въедливых приятелей избавиться, трагичны. Каждый персонаж обладает своими собственными чертами, от которых Гвидо начинает отталкиваться, начиная ощущать себя, не желая вступать в конфликт, это его беспокоит, он опять скрывается, убегает, ловко исчезает и переводит темы. Фильм изобретателен, его символы притягивают взгляд, даже если суть отталкивает, а женские портреты, хоть и сделаны схематично, поражают резкостью точной карикатуры. Сильное впечатление произвела игра Анук Эме в роли жены Гвидо. Ее образ, в большинстве сцен сильно шаржированный, местами достигает невероятной глубины. Ее появление каждый раз травматично, потому что она одновременно комический персонаж, эдакая жена-интеллектуалка с надменным прищуром, которую смешно представлять с тряпкой в руках, — и в то же время в ней силен трагизм влюбленной, которая глубоко переживает чувства к поверхностному человеку.

Кстати, это еще один фильм, где меня поразила Кардинале. Правда, этот эффект четко продуман, ведь она появляется словно единственная независимая фигура, находящаяся вне мирка Гвидо, но все равно момент выглядит сильно. Ты начинаешь надеяться на искренность, но боишься, что тебя обманут, а потому ее слова выглядят еще более хрупко.

(30.11.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: