Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Шепоты и крики / Viskningar och rop (1972)


Шепоты и крики
Средняя оценка: оценка: 4
1972. Швеция. 90 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Ингмар Бергман.
Сценарий: Ингмар Бергман,
Оператор: Свен Нюквист.

В главных ролях: Эрланд Йозефсон, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Харриет Андерсон, Кари Сильван.
В ролях: Андрес Ек, Хенниг Моритцен, Георг Эрлин.

Награды:
"Оскар" — лучший оператор.
МКФ в Канне — Гран-при за лучшее техническое воплощение.
2 премии National Board of Review, USA — лучший иностранный фильм, лучший режиссер.
2 премии David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм, специальный приз Харриет Андерссон, Кари Сильван, Ингрид Тулин и Лив Ульман.
Bodil Awards — лучший иностранный фильм.
Cinema Writers Circle Awards, Spain — лучший иностранный фильм.
Guldbagge Awards — лучший фильм, лучшая актриса (Х.Андерссон).
Синдикат итальянских кинокритиков — "Серебряная лента" за лучший иностранный фильм.
Jussi Awards — лучший иностранный режиссер.
Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший иностранный фильм, лучший режиссер.
2 премии национального общества кинокритиков, США — лучший оператор, лучший сценарий.
4 премии New York Film Critics Circle Awards — лучший фильм, режиссер, сценарий, актриса (Лив Ульман)..

Интересные факты о фильме:

Ингмар Бергман снимал фильм на свои деньги, и поначалу ему не удалось найти кинокомпанию-дистрибьютор для проката фильма в Америке. На помощь пришел всем известный ремесленник Роджер Корман и его компания New World, снимающая и реализующая исключительно фильмы категории B. Так ширпотреб помог искусству.

Съемки проходили в давно заброшенном поместье Таксинге-Насби, и никто не помешал Бергману выкрасить в доме все стены в красный цвет. После съемок особняк сравняли с землей.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru.


Владимир Гордеев: Шепоты о пощаде и крики о помощи в герметичных стенах, обитых красным войлоком

оценка: 5

Шепоты и крикиУ постели умирающей Агнессы находятся две ее сестры — Карин и Мария. Верная служанка Анна, проработавшая в поместье много лет, — близкая подруга Агнессы, чего не сказать о сестрах. Среди цветовой гаммы аристократического поместья преобладает раздражающий красный цвет, им выкрашены стены, такого же цвета и драпировка мебели; из красного тумана светофильтров, выставленных постоянным оператором Ингмара Бергмана Свеном Нюквистом, выплывают тревожные, мучительные, но столь характерные для всех участников этой драмы события из прошлого.

Бергман показывает несложившиеся жизни. Даже у пастора, пришедшего проводить Агнессу в последний путь, жизнь не сложилась. Но всё же, в центре внимания, квартет, состоящий из Марии, Карин, Анна и Агнессы, — именно их воспоминаниями чередуется действие. Каким бы ни было безмятежным их детство, уже хотя б в одной только атмосфере домашних театральных представлений носятся предвестники будущих кризисов и психологической неустойчивости: детское соперничество, замкнутость, ревность к матери. Дальше — больше. Неудачные, но обреченные на вечность браки, любовная интрига с семейным врачом, тяжелая болезнь, жадный и чопорный до отмороженности супруг Карин — дипломат по профессии. Беспощадная камера лезет прямо в лица наших героев, выискивая на припудренных лицах морщины, следы боли и горьких разочарований, рассматривая в глазах, истекающих крокодиловыми слезами, лживость, черствость, эгоистичность и, пожалуй, единственное достойное чувство — страх перед смертью. Но не смерть Агнесс пугает сестер. Они боятся своей смерти, которая подчеркнет их пустую, бессмысленную жизнь, которую слишком поздно менять, да и непонятно, как это сделать.

Бергман снял безжалостный, медленный, до тошноты реалистичный фильм, пропитанный кровью и тленом, как органическим, так и душевным. Игра актрис — Лив Ульман, Ингрид Тулин, Харриет Андерссон, Кари Сильван — выше всяких похвал.

Зрители "Пианистки" Виллема Ханнеке, снятой по роману Эльфриды Элинек, были шокированы сценой, в которой Изабель Юппер, сидя в ванной, режет себе девственную плеву. Просто они не видели "Шепотов и криков".

Покажется удивительным, но в предпоследней сцене, представляющей собой кошмарную галлюцинацию Анны, в которой труп Агнесс воскресает и умоляет сестер "погреть ей руки", горло этого самого трупа издаёт кряхтящие звуки, столь хорошо знакомые современному зрителю по многочисленным сериям "Проклятия".

Но не советую начинать знакомство с творчеством Бергмана с "Шепотов и криков", иначе можно впасть в меланхолию и затяжной сплин. Если вы — молодой киноман, и пока только собираетесь ознакомиться с грандиозным наследием Ингмара Бергмана, начните с "Фанни и Александра", "Земляничной поляны", в общем, с чего-нибудь более оптимистичного.

(06.01.2007)

Версия для печати


Алексей Нгоо: Моя неудавшаяся рецка.

оценка: 5

Ну чтоже, мои наивные белые четатели? Вы всерьёз поверили, что Гибсон в "Страстях Христовых" и "Апокалипсисе" подвёл вас к краю и позволил заглянуть в глаза смерти? И что эти глаза шепнули вам нечто важное, что никогда не позволит вам быть прежними? То есть в конечном итоге вы считаете, что демонстрацией насилия можно лечить души? Наверно как в "Заводном апельсине". Вам вставили в глаза такие специальные штучки и заставили смотреть истязание Христа, вырезание деревни и у вас открылась восьмая чакра. Очень мило. Между тем ещё в 1973 году шведский режиссёр Бергман сделал всё что в человеческих силах, чтобы явить нам смерть во всём великолепии. Причём безо всяких душераздирающих примочек.

Уже стал оскоминой на зубах тот факт, что фильм "Шопоты и крики" родился у Бергмана из навязчивого видения, преследовавшего его год — четыре одетые в белое женщины в красной комнате — они двигались, перешёптывались. Сначала Бергман игнорировал видение, но вскоре понял, что женщины чего-то хотят от него. Тогда он "нехотя истолковал" видение: три женщины ждут смерти четвёртой, они дежурят по очереди.

В течении года Бергман то и дело возвращался к своим героиням, вскоре появились имена: Агнес, Кристин, Мария, Анна, характеры, определилось, кто кому приходится, а потом появился сценарий.

Бергман писал, что любой из его фильмов мог бы быть чорно-белым — кроме "Шопотов и криков", со Свеном Нюквистом они тщательно опробовали цвета, проверили всё, что поддавалось проверке. Красный цвет — это цвет души по Бергману. Отличный пересказ.

Парадокс рецензирования Бермана состоит в том, что он сам прекрасно отрецензировал свои фильмы в книгах. Не читайте моей лабудени, купите "Laterna magica" или найдите в сетке его дневники. Там всё уже написано. А ещё лучше — купите фильм и смотрите его пока не поймёте чего-то важного.

P.S. Да кто я такой чтобы рецить Бергмана?!

(07.01.2007)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Шепоты и крики"

Шепоты и крики оценка: 3

Когда классика оставляет равнодушным, это вызывает некоторое чувство обиды и ощущение того, что скульптуры зря занимают место и их пора отнести в подвал. Они безупречно красивы, но... бесполезны. Именно поэтому мне зачастую близка далеко неидеальная работа какого-нибудь экспериментатора и шутника, потому что она постулирует жизнь, а не точно взвешенный этюд аристократически выполненной духовной гибели. Возможно, я еще не доросла до этой картины Бергмана или уже выросла из такого будничного некропонимания смерти, лишенного устремления в вечность, но факт в том, что череда крупных планов, разделенных эстетским красным, давалась нелегко. Но никто не говорил, что будет просто. Кинематограф — это такая штука, где слабакам делать нечего. Работа оператора? Прекрасно. Ритмика не нарушена, актеры блистательны, но при этом фильм настолько мне не близок, что я в недоумении относительно погонов и звездочек. Бергман мне более люб в какой-то донельзя простой и ставящей этим в тупик "Седьмой печати". "Шепоты и крики" заставляют пересмотреть удобную позицию цинизма, умения не видеть и не замечать, отрезать, не оглядываясь. Они впиваются в полу платья и волочатся сзади, стеная.

Кино либо должно развлекать, либо должно заставлять размышлять. Но над чем размышлять в "Шепотах и криках"? Ведь все сказано, все точки расставлены, все позиции раскрыты, а карты — брошены на стол. Бергман говорит обо всем открыто, его символика прямолинейна. Ох уж эти многозначительные крупные планы. Зачем раздевается Анна? Чтобы оператор мог показать эту полную, могучую женщину, олицетворяющую материнство или какое-нибудь снятие с креста, с лежащим на коленях трупом под скорбные звуки виолончели. При просмотре фильма я испытала раздражение, которое должны были испытывать и сестры, видящие, как списанный и почти забытый уже труп восстает из небытия, взывая о милосердии. Несвоевременность и неуместность святости и боли Агнес между острой линией ненависти холодной и сильной Карин и беспокойной красавицы Марии — вот что у меня вызывало дискомфорт. Бессмысленность человеческой жизни — это так пошло, ведь пора бы возродить ее смысл, придать важность и полноту, над которой издевается каждый второй. Вот какой режиссер необходим реальности, а погружаться в неотвратимое умирание под аккомпанемент бездушия сестер и затхлого чувства необходимости их единения — это почти унизительно. Но не будем слишком жестоки и посчитаем, что Бергман пронял меня до глубины души, вызвав отрицание своим мастерством. Ведь особенно ему удалась Анна, такая приземленная и такая красивая, молчаливая, неброская, спокойная. Она столь хороша, что сразу становится понятно, каким должно быть настоящее милосердие, без криков и без шепотов, монументальное и хранящее тишину, приносящее тепло прикосновением руки. Женский ансамбль отыграл на сцене, откланялся и покинул пустой и огромный дом, оставив после себя только взгляд Анны.


(07.01.2007)

Версия для печати


Феликс Зилич: guest appearance — Ingmar Bergman as Death

оценка: 3

В одной из своих книг Ингмар Бергман написал, что “Шепоты и крики” — единственный его фильм, который нельзя было делать в черно-белой палитре. Виной этому навзячивый красный цвет, который по мнению режиссера символизирует человеческую душу. “В детстве я думал, что душа должна быть похожа на дракона. Этакий сгусток синего тумана — полурыба или полуптица — внутри которого бьется красное пламя”.

Слава богу, что об этом высказывании классика не слышал никто из создателей фильма “Эрагон”. Иначе он обязательно попытался бы провести параллель в своем детище с великой бергмановской классикой, а одной только великой бергмановской классики для моей хрупкой психики уже слишком много.

“Шепоты и крики” — хорошее кино, но в пантеоне нетленок режиссера им нет места. А все лишь потому, что оно цветное и про женщин. Дело в том, что по своему почерку Бергман является на мой вкус не просто мужским режиссером, а этаким синематическим шовинистом. Лучшие его работы — это те, сюжет которых крутится вокруг персонажей-мужчин. Если же в его очередном фильме мужских персонажей почти нет, а по экрану бродят только женские тени, то это может означать только одно. Просто режиссер уже переспал с половиной актрис на сьемочной площадке. Понятно, что этот факт сразу же делает его самого самым главным, хотя и незримым участником всего происходящего на экране.

(08.01.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: