Говорят, повесть "Похороните меня за плинтусом" была написана в середине девяностых, так почему же она стала модной только в середине нулевых? Может, в то время столько сил уходило на приспосабливание к новым условиям, что это маленькое новшество утонуло среди больших? После миллениума все подуспокоились и стали наверстывать упущенное. Когда свои проблемы более или менее решены, можно поинтересоваться и чужими, в частности – проблемами маленького Паши Санаева.
Книгу сразу преподнесли как автобиографию, и привязали ее к имени Ролана Быкова, но это и понятно – ведь она именно ему и посвящена. Ролан Быков воспитал сына своей лисы Алисы, Елены Санаевой, сын вырос и написал о том цейтноте, который пережил, когда колоссы в виде матери и бабушки решали его судьбу. Говорят, книгу не нужно воспринимать буквально, тем более написана она от лица восьмилетнего мальчика и показывает мир его глазами. В этом мире есть хтоническое чудовище бабушка, которое следует почитать и бояться, так как от него зависит маленькая детская жизнь. Есть добрый ангел мама, которую бабушка не пускает на порог. И есть двое мужчин, каждый из которых служит своей стороне: дедушка, который и рад бы вырваться из-под гнета, но так же заколдован, как и внук, и мамин муж – значимый персонаж, классически на лицо ужасный, добрый внутри, что может служить для мальчика проверкой прозорливости своих чувств. То есть перед нами повесть почти сказочная.
Немаловажный момент: повесть перед нами к тому же еще и весёлая. Там очень много смешных моментов, начиная с детских описаний общения со сверстниками и тайных походов в запретные места, и заканчивая оглушающими гротесками в исполнении бабушки. И вот угораздило же дорогого Сергея Снежкина снять по книге фильм…
В фильме нет ничего смешного. Вообще. Юмор из нее вырезали тупой ложкой. Мы смотрим кошмарную семейную драму, где огненными письменами со всех сторон вспыхиват любимое бабушкино обвинение: "Предатель!" В кошмаре Снежкина предатели все. Бабушка предала свой человеческий образ и мечется в плену гнусных страстей, как и положено чудовищам, одуревшим от своего могущества. Дедушка топчет у подножья бабушкиного пьедестала всё хорошее в себе, чтобы сверху хотя бы посмотрели снисходительно. "Вот как я ударил дочь! Вот как я обозвал внука! Вот как я отбрил молодежь, которая собралась снимать фильм! Вот как я воспользовался своим званием народного артиста СССР!" — и все это с робкой надеждой почувствовать хоть подобие похвалы. Огромна сила ужасной старухи. Светлана Крючкова превосходно ее сыграла, аж мурашки по коже и слёзы обиды градом. Дедушкой был Алексей Петренко, и его роль тоже многослойная, выверенная, в каждом движении смысл – монолитный актерище. На фоне старших Маша Шукшина и ее партнер выглядят более чем бледно, но я подозреваю, что это не их вина. Повторю – книга написана от лица мальчика, он описывает то что видит или свои фантазии. В книге не может быть описания того, что делает где-то там мама и о чем она говорит со своим сожителем. Таким образом, что было прописано Санаевым, дало актерам достаточно пищи для создания и понимания образов, а того, что было приписано ради пущей визуализации, оказалось недостаточно, к тому же эти вставки по своему содержанию категорически противоречат всему настроению книги. Режиссер не захотел поддерживать идею Санаева о том, что мама его – идеальна, она мечта и сказка, и все ее слова и поступки тому подтверждение. Она противоположна хтонической бабке, и, как положено добру, не способна агрессивно защищать себя. Вместо этого у Снежкина Маша Шукшина играет особу, которая по многим признакам является носительницей характера своей матери, и единственное, что ее пока останавливает – это зыбкий статус и минусовое материальное положение. Чем более она будет упрочиваться, тем явственнее будет становиться ее наследственная чудовищность. А маленький беспомощный дезориентированный мальчик выступает кольцом всевластия в ее борьбе с матерью. Как амулет он настолько силён, что старуха умирает, как только выпускает его из рук. Естественно, все изменения, внесённые в рассказанную Павлом Санаевым историю, начисто выжгли любую возможность узнать в молодых персонажах Елену Санаеву и Ролана Быкова. Те, любовь к которым дала возможность этой истории появиться на свет, вырваны с корнем, будто их никогда и не было здесь.
Странную работу проделал Снежкин с предметом приложения своих сил. Если книга, хоть в ней есть ужасные вещи, оставляет читателя с ощущением хорошо заканчивающейся сказки, где после всех испытаний Чумочка, сын и Карлик, изрядно потрепанные, воссоединяются для новой, трудной, но обязательно счастливой жизни, то фильм, напротив, сделан со стремлением выбить почву из-под ног и уверить зрителей в том, что уже никогда ничего не будет хорошо, а будет бесконечно повторяться один и тот же кошмар. Если бы книга была такой, как это кино, я никогда не полюбила бы её. Поэтому советую тем, кто читал "Похороните меня за плинтусом", оценивать фильм безо всякой связи с книгой, отдавая должное лишь восхитительной актерской игре Крючковой, Петренко и маленького Саши Дробитько.