Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Кала. Мертвое время / Kala (2007)


Кала. Мертвое время
Средняя оценка: оценка: 3
2007. Индонезия. 107 минут.
Жанр: ужасы / нуар / детектив / триллер / мистика.

Режиссер: Хоко Анвар.
Сценарий: Хоко Анвар,
оператор: Рахмат Сьяфул,
композитор: Харис Хасели.

В главных ролях: Фахри Альбар, Арио Байю, Фахрани.
В ролях: Типи Джабрик, Арсенди Насутион и др.

Версия для печати

Мор: Нуар по-индонезийски

Кала. Мертвое время оценка: 3.5

Весьма нестандартная смесь мистического хоррора и нуара, выполненная индонезийцем-дебютантом. Последний факт сказывается на том, что все позы "крутого детектива", требующие постоянного курения и проходов по длинным полупустым переулкам, доведены до абсурда. Столько сигарет не было выкурено, наверное, ни в одном фильме из тех, что я видела. Столько арок, зловеще освещенных проходов и одиноких фигур, затерянных на улицах, в одном тоже увидишь нечасто. Периодически эти позы выглядят смешно, периодически — пробирают. Малоправдоподобная концовка истории тоже вызывает усмешку, особенно если вспомнить, как девушка пела "No mercy in Manderlay". Тем не менее, "Кала" — весьма любопытный эксперимент.

На остановке толпа сожгла пять человек. Т.к. все являются соучастниками, никто не признается, с чего началась истерия. Следователь Эрос, честный и усердный тип, все же берется за расследование. Одновременно этим делом заинтересовывается больной нарколепсией репортер. Он припрятывает диктофон в больнице, где жена одного из погибших разговаривает с медсестрой, и узнает название загадочного места. После того, как он проигрывает запись своему другу, друг умирает при весьма жутких обстоятельствах. Следователь и репортер с разных сторон двигаются к разгадке дела, которая вовлекает в себя высшие политические чины страны.

Самое удивительное в "Кале" то, что в ней периодически педалируются темы справедливого управления, доброго короля и пророчеств о процветании. Внедрить внутрь гибрида джей-хоррора и нуара политическую тематику — это нужно совсем быть безбашенным человеком. Кроме того в фильме нарочито звучат мотивы того, что город проклят, и как при таком раскладе "Кала" не треснул по швам, непонятно. Думаю, дело в операторе и саундтрэке, которые превосходны.









(06.12.2009)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Мёртвое время чего?

Кала. Мертвое время оценка: 3.5

Никто из авторов "Экранки" не ожидал, что индонезийский фильм с приятно щекочущим струны души названием "Мёртвое время кала" про следователя-гомосексуалиста по имени Эрос может оказаться серьёзным (и довольно качественным) мистическим детективом, напоминающем Линча, принявшего гомосексуализм полинезийский культ предков, и решившего поснимать ностальгически-патриотическое кино.

"Кала" (ударение на второй слог) – довольно мрачная история в нуарной стилистике о том, как два человека в погружающемся в безумие городе пытаются уловить логику в цепочке загадочных убийств. Действие, судя по учебнику истории, происходит в 1998 году, когда Индонезия трещала по швам, и находилась на пороге гражданской войны. Несмотря на это, весь фильм пронизан эдаким ретро-духом, словно город застрял в 50-ых: автомобили с округлыми формами, старые здания, разъедаемые влагой непрерывных дождей, огромные дисковые телефоны, из тех, что так любят братья Вачовски. Стилизация под пятидесятые нарушается лишь один раз – персонаж пользуется карманным диктофоном, которые появились в девяностые годы, но без этого диктофона сюжет бы не закрутился.

Чёткая западная жанровость накладывается на восточную размеренность – здесь даже в сценах избиений нет дёрганости или излишней спешки, словно Вонг Кар-Вай решил вдруг стать режиссёром боевиков. Мистика в фильме ненавязчивая, но временами довольно жуткая – вместо девочек со спутанными волосами тут какой-то белолицый спутановолосый старикашка. Ну жуткий, ей богу.

В фильме несколько отличных сцен. Меня особенно порадовал диалог с уборщицей по поводу сожжения разъярённой толпой людей на площади:
- И что, все участвовали в сожжении?
- Нет, не все. Господин Сани не участвовал, он был в этот момент в туалере. Он потом очень жалел, что не поучаствовал.

Концовка оставляет в лёгком недоумении своим патриотическим пафосом – потому что нигде ранее в картине намёка на патриотический пафос не наблюдалось. Но по крайней мере, она не похожа на обычные концовки подобных картин ("иногда они возвращаются", да), и это уже хорошо.

Честно говоря, тот факт, что следователь Эрос – гомосексуалист, в фильме решительно никак не обыгран, и смысла в этом сюжетном ходе нет никакого (ну, кроме разве что приятных коннотаций, возникающих в связи с концовкой). Так что "фильмом про голубых", или там про... гы-гы... жопу эту картину едва ли можно назвать. С другой стороны, остались же в моём сознании "Отступники" навсегда фильмом про импотентов?! Вероятно, что-то есть такое в мыслях авторов, когда они вставляют подобные незначащие мелочи в повествование. Словно какое-то заигрывание с высшими силами. А в этом фильме стоит позаигрывать с высшими силами. А то злые они какие-то, нехорошие...

(07.12.2009)

Версия для печати


Владимир Гордеев: Индонезийский китч

оценка: 2.5

Индонезийский фильм "Кала. Мертвое время" сильно напоминает российские фильмы последних лет. Такая же неугомонная попытка дешево и сердито слепить а-ля голливудский блокбастер, приклеив максимум забугорных клише на отечественный задник (в общем, что-то вроде "Меченосца"). Хоко Анвар, режиссер и автор сценария, отличается широтой взглядом и разностороннестью. Словно Плюшкин он тянет в свой фильм всё, что только подберет на улице. Тащит добро с разных уголков мира. Из Азии он притаскивает ползающее на четвереньках человекоподобное существо (J-хорроры), из Америки – нуаристых детективов в плащах и шляпах, которые смотрятся довольно комично в условиях 100% влажности и тропической жары. Из Европы – нетрадиционную ориентацию главного героя. Кроме того, фильм пронизан универсальным апокалиптическим духом: кругом кризис, недовольные массы людей бьют друг друга по угрюмым рожам, идет дождь как в "Гадких лебедях" и никто не может слиться из города.

Полицейский-гомосексуалист по имени Эрос расследует серию таинственных смертей. Тем же самым занимается журналист Джанус, больной нарколепсией (эти два персонажа — словно раздвоившаяся личность Майка из фильма "Мой личный штат Айдахо"). Вскоре выясняется, что дело крутится вокруг сокровищ первого президента Индонезии Сукарно (между прочим, известнейшая политическая фигура). Поиски сокровищ инспирует безнравственный министр культуры и туризма, но добраться до сокровищ не так-то просто, потому что Сукарно наложил проклятие, и клад охраняется злым духом.

В пересказе сюжет звучит также нелепо, как сюжет каких-нибудь "Сокровищ нации". Но, на самом деле, первые полчаса фильм держит марку и выглядит довольно стильно за счет антуража. Действие развивается на фоне тотальной сырости и облупленных стен домов. Это чистый воды индийский неореализм в духе Сатьяджита Рея. Кроме того, поначалу довольно устрашающе выглядят появления злого духа (во всяком случае, гораздо эффектней наших "Мертвых дочерей").

Потом начинается болливуд. Оказывается, никакого следствия вести было не надо. Незачем было разбираться, кто именно умер — племянник тестя сестры брата или жена свекра сестры мужа: достаточно было сходить в обычную городскую библиотеку, взять с полки книгу, раскрыть ее и перейти к сути дела. Там все написано: как и кем были закопаны сокровища и были ли они вообще, каким способом добраться до них и, наконец, кто может их забрать себе без ущерба для жизни. В общем, там записан почти что весь синопсис фильма. Здесь авторы выводят мораль: дети, читайте книги и будете здоровы!

А забрать сокровища первого президента Индонезии может только человек с чистым сердцем и чистыми помыслами. И этот человек – гомосексуалист. Теперь гомосексуалисту Эросу (который, кстати, внешне немного похож на Эроса Рамазотти) предстоит сражаться за добро во всем мире.

Самой большой загадкой фильма становится вопрос: каким образом эта опасная книга была написана, напечатана и вышла в тираж, если носителем великой тайны был один единственный человек (то есть, эта книга — мемуары :)) Потому что есть важный нюанс: лишь один может знать конкретное место захоронения сокровищ. А если узнаёт кто-то еще, то либо тот, кто рассказал, либо тот, кто услышал, — должен быстро умереть. И все исправно умирают. Кроме героев фильма — гомосексуалиста и нарколептика, которые оказались слишком заебательскими парнями, чтобы умереть. А вот невинная на вид девушка, умершая в начале фильма была, похоже, блядиной, проституткой, подстилкой белых туристов, поэтому ее раздавил автобус. И вообще, похоже, в родственничках единственного выжившего кладозакапывателя засел какой-то дурной ген. Поэтому половина этого многочисленного семейство, бесцеремонно разбалтывающая друг другу Тайну Клада, оказалось выжжено каленым железом!

Есть и еще одна странность: ползающее на четвереньках существо (злой дух) не может убивать людей, потому что принадлежит другому миру и его здесь как бы нет. Оно может только пугать. На самом деле, всех убивает специально обученный, но, в общем, обычный человек. Оказывается, обычные индонезийские люди умеют летать, ходить сквозь стены и вообще отличаются сверхъестественными способностями. Круто! Хочу в Индонезию. Пусть меня научат!

(07.12.2009)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: