Последняя серия приключений "Синдбада" и, в общем-то, начало заката целой эпохи британского сказочного кино, начавшейся в начале 40-х стараньями продюсеров венгерско-еврейского происхождения Золтана и Александра Корды. В 1977 году Голливуд ударил высокотехнологичными постмодернистскими "Звездными войнами", и фильмы со смешной анимацией и сюжетами, в которых за основу были взяты старые арабские сказки, древнегреческие мифы и классические фантастико-приключенческие книжки, не подвергнувшиеся переосмыслению, остались в прошлом. Закат произошел слишком быстро. Последним "титаном" стал скромный англо-американский блокбастер "Битва титанов" (1981), спецэффекты для которого делал знаменитый Рэй Харрихаузен (сейчас, когда пишется эта рецензия, зрители ждут римейка этого фильма, впечатленные трейлером).
Для фильма "Синдбад и Глаз тигра" Харрихаузен создал минотона – бронзового минотавра, троглодита, адских созданий-скелетов с глазами как у насекомых, гигантского саблезубого тигра, огромную пчелу. Наконец, он создал прикольного бабуина, в которого злая мачеха-колдунья превращает ближневосточного принца (авторы фильма пришли к выводу, что выдрессировать живого бабуина невозможно).
Фильм отличает старомодный сюжет и некоторая небрежность постановки.
Действие фильма происходит в сказочном скукоженном пространстве: от арабских побережий можно за пару дней доплыть до северного полюса, до мифической страны Гипербореи. Капитан Синдбад должен успеть за 7 суток доставить до чудотворного храма "четырех стихий" своего друга – молодого принца, превращенного в бабуина. Если он не успеет, то принц не только не получит – по закону — корону, но и навсегда останется обезьяной.
Фильм состоит из разных жанровых клише и стереотипов, но есть кое-что занятное, не сразу бросающееся в глаза. Авторы то ли невольно, то ли специально обрисовывают конфликт двух религий, а также методу, по которой, если верить Гумилеву, евреи прибрали к рукам Хазарский каганат. У злой мачехи-колдуньи на лбу нарисована звезда Давида, то есть, можно предположить, что она является еврейкой. Она прибывает в мусульманский город-государство, выходит замуж за местного калифа и приобретает влияние. Потом, когда ее муж умирает, она пытается посадить на трон своего кровного сына, – именно для этого она превращает прямого наследника в бабуина, недостойное человекоподобное существо. Можно сказать, что в этой метаморфозе проявляется "подлинная сущность" гоя. Когда на сцене появляется Синдбад и везет бабуина к греческому ученому, она отправляется за ним в погоню. Ей прислуживает бронзовый истукан, оживленный ею с помощью древней магии, — типичный голем. Впрочем, чтобы не было явных параллелей, он изображен художниками фильма в виде древнегреческого минотавра.
В конце концов, добро торжествует, а еврейское зло побеждено. Платой за это становится разрушенный храм и снег, обрушившийся на зеленую Гиперборею (пепел атомной войны). Ужас.