Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Техасская резня бензопилой / The Texas Chain Saw Massacre (1974)


Техасская резня бензопилой
Средняя оценка: оценка: 4.5
1974. США. 83 минуты.
Жанр: ужасы.

Режиссер: Тоуб Хупер.
Сценарий: Ким Хенкел, Тоуб Хупер,
Оператор: Дэниэл Перл,
Композиторы: Вейн Белл, Тоуб Хупер.

В главных ролях: Мэрилин Бёрнс, Аллен Дэнзигер, Пол Партэйн.
В ролях: Уильям Вэйл, Тери МакМинн, Эдвин Нил, Джим Сидоу, Гуннар Хансен, Джон Дуган.

Награды:
МКФ фильмов ужасов и фантастики в Авориазе — приз кинокритиков..

Интересные факты о фильме:

Артистку, которую маньяк "подвесил" на крюк, на самом деле удерживал нейлоновый трос, пропущенный ей между ног и причинявший адскую боль.

В сцене ужина артистке, сыгравшей Салли, по-настоящему порезали пальцы, — в противном случае, всё выглядело бы ненатуралистично.

Фильм был забанен в Австралии и выпущен на видеокассетах только в начале 80-х.

Хупер говорит, что идея фильма зародилась у него, когда он стоял в очереди в строительном магазине.

В фильме снялась бензопила марки Poulan 306A.

Изначальное название фильма — "Зельц" (по сюжету, маньяки стали маньяками, работая на скотобойне).

Эдвин Нил, сыгравший маньяка-автостопщика, заявил, что съемки были еще более уебищными, чем его служба во Вьетнаме, и что если он еще когда-нибудь увидит Хупера, то убьет его.

Из-за мизерного бюджета у "Кожаного" была одна-единственная реквизитная рубашка на весь съемочный период. К окончанию съемок никто не хотел сидеть с Гуннаром Хансеном, сыгравшим "Кожаного", за одним столом, так как от него воняло.

Хотя в фильме говорится, что он основан на "реальных событиях", разумеется, это не так.

Гуннар Хансен набил себе массу шишек во время съемок, так как ему приходилось много бегать, а из-за маски обзор был сильно ограничен.

По словам Джона Ларогетта, начитавшего вступительный текст, его гонораром был косяк марихуаны.

Съемочная группа работала 7 дней в неделю про 16 часов в сутки — в самый разгар техасского лета.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Утомленные солнцем

Техасская резня бензопилой оценка: 4.5

В 1974 году на экраны вышла "Техасская резня бензопилой" Тоуба Хупера. Фильм, который некоторые источники называют Первым Слэшером в Истории Кино. Этот фильм, снятый за 80 тысяч долларов, собрал в прокате 30 миллионов. Феноменальный успех. Впрочем, кассовые сборы ни о чем не говорят (вспомним хотя бы мастерски отрекламированную и собравшую в прокате более 100 миллионов долларов поебень под названием "Паранормальная активность").

Но забудем о кассовых сборах. Забьем на историческую значимость. Фильм Хупера "Техасская резня бензопилой" хорош с художественной точки зрения. Я понимаю, что подобное утверждение звучит подозрительно и даже диковато, ибо трудно ожидать чего-либо от фильма в жанре слэшер. Но этот фильм сделан… нет, не виртуозно. Кажется, он сделан наобум. Но каждое решение, принятое на съемочной площадке, неожиданно попадает в точку. Абсолютно авторский фильм, который импонирует своей чудовищной, удушающей атмосферой и парадоксально холодным ритмическим рисунком, неожиданными монтажными решениями, от которых отдает металлическим цинизмом.

И в то же время это очень летний фильм. Иногда мне хочется сделать тематический номер на "Экранке"… или добавить в реестр новый сомнительный жанр под названием "летнее кино". Фильмы о лете... В этих фильмов должен чувствоваться сезон, предвкушаться смена сезона. Фильмы о лете невозможно снять, например, в Болливуде, где лето характеризуется лишь тропическими ливнями. Лето – это стремительная пора пышного расцвета и быстрого похолодания и увядания. Это концентрированное время жары и разложения, ужасной лени и томления.

Летнее томление, например, было отлично передано в фильме Р.Маллигана "Лето 1942-го". А в фильме Хупера блистательно показано разложение. Семейка провинциальных маньяков вырезает группу новоявленных соседей – девушки и ее брата-калеки, которые приехали на "деревню к дедушке" и привезли с собой друзей. Домик, где Салли и Франклин провели свои лучшие детские годы, становится для них летним склепом. Выцветшие, рваные обои с зебрами, пауки-домовики на стенах, — превосходные картины тлена. С экрана буквально несет застарелой дачной сыростью. Домик же, находящийся по соседству, неутомимо несёт гибель – ускоренное разложение (кстати говоря, декор этого домика отличается просто феноменальной изобретательностью). Ярким примером смертоносной неутомимости становится десятиминутная беготня за Салли упитанного маньяка с кожаной маской на физиономии и включенной бензопилой в руках.

В фильме охерительно показано одурение от жары. В общем-то, начало фильма, когда еще не начинается резня, сделано просто шедеврально. Безупречный ритм, отличные крупные планы, низкочастотный нойз вместо звукового сопровождения, иногда перебиваемый радио-хитами. Ленивым летним безумием охвачен весь Техас. А тут еще и астрологические прогнозы, на которые западает героиня. Лето – время звездопадов, самое время задуматься об одиночестве. Не своём одиночестве, — об одиночестве твоей планеты, существование которой может прекратиться в один момент – стараниями особо крупной падучей звезды. То, что Хупер ввел в фильм космос, – дополнительная звезда на фюзеляже.

Хупер снял "дачный фильм", который я всегда мечтал посмотреть. Он сравним с "Неоконченной пьесой для механического пианино". Остается лишь пособолезновать Хуперу, чья карьера сложилась просто чудовищно. Его прочие фильмы, не считая "Полтергейста", снятого Спилбергом, — совершенно бездарны. Карьера Хупера – самый видный пример того, как конвейерное коммерческое кинопроизводство может погубить значительный и довольно утонченный талант.



Прекрасный финал, ставший классическим, но оставшийся непревзойденным. Во-первых, злодеяния маньяков превращаются в публичное действо (при этом движения всех персонажей нелепы, жизненно неуклюжи). Во-вторых, героиня спасается. Она одновременно плачет и истерически смеется, глядя на смерть, остающуюся позади, в шлейфе дорожной пыли. В-третьих, макабрический танец смерти, исполняемый психопатом с включенной бензопилой в дрожащих от усталости руках. Жирный дальнобойщик уебал маньяку по лбу разводным ключом, маньяк упал и уронил себе на ногу включенную бензопилу. Его заносит, он кружится в вихре боли... И тут же — финальные титры, своей внезапностью похожие на резкое пробуждение после полуденного бреда, кошмара, приснившегося во время сиесты.

(07.03.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: