Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Тайна аббатства Келлс / The Secret of Kells (2009)


Тайна аббатства Келлс
Средняя оценка: оценка: 4
2009. Франция / Бельгия / Ирландия. 75 минут.
Жанр: детский / мультфильм / мистика / приключенческий.

Режиссер: Томм Мур, Нора Туми.
Сценарий: Томм Мур, Фабрис Циолковски,
Монтаж: Фабьен Альварес-Жиро,
Художник: Росс Стюарт,
Композитор: Брюно Кулэ,
Продюсеры: Дидье Брюне, Томм Мур, Вивьен Ванфлетерен, Пол Янг.

В главных ролях: Ивэн Макгуайр, Кристен Муни, Мик Лэлли.
В ролях: Брендан Глисон, Лайэм Хурикан, Майкл Макграт, Поль Тайлэк, Пол Янг.

Награды:
2010 — лучший мультфильм — Болдерский МКФ
2009 — приз зрительских симпатий — международный фестиваль мульфильмов в Аннеси, Эдинбургский МКФ; приз зрительских симпатий за лучший ирландский фильм — Дублинский МКФ; специальное упоминание (Мур, Туми) — загребский всемирный фестиваль мультфильмов
2008 — Cartoon d'Or (продюсер года — Томм Мур, Пол Янг) — европейский мультфорум; Directors Finders Award.

Интересные факты о фильме:

  • Фильм делался на студии Kartoon Saloon в Килкенни, Ирландия.
  • Аббатство Келлс (Kells Abbey) находится недалеко от Келлса, графство Мит, в 40 км к северу от Дублина. Оно было основано в 514 г. самым святым Колумбой.
  • Келлсская Книга хранится ныне в Тринити Колледже, Дублин, и демонстрируется всем желающим (за деньги, естественно). Она считается ирландским национальным достоянием. Хранилась в Келсском аббатстве. Срок написания варьируется от VI в. (время жизни св. Колумбы) до примерно 800 г. Оригинальный манускрипт либо не был записан, либо его окончание не было найдено.
  • Мультфильм во многих деталях следует исторической традиции, согласно которой считается, что книгу начали писать в VI в. на острове Ионы. Кроме того, Келлсского аббата действительно звали Келлах (кажется). Колум Килле, о котором много говорится в фильме — это и есть св. Колумба.
  • Официальный сайт фильма — http://www.thesecretofkells.com/

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Ирландский мультик в день святого Патрика

Тайна аббатства Келлс оценка: 4

Beannacht Lá Fhéile Pádraig
Во-первых — всех с днем св. Патрика. Он как раз сегодня.

Своевременный мультик
Вот как раз к праздничку подоспел ирландский мультик, про Келлскую книгу, номинант на "Оскара" этого года. Наконец-то сняли фильм и о Келлсской Книге!

Книга
Книга вообще — это большое чудо, одно из грандиозных достижений цивилизаций, определяющее преимущество одних культур перед другими. Культуры, обладающие письменностью, завоевывали безграмотных соседей и, как правило, истребляли или ассимилировали их.

С метафизической точки зрения письменность — застывшая речь, способ передать звук от одного человека к другому без присутствия, так сказать, носителей, т.е. самих людей. Если считать культуру болезнью (атакая точка зрения есть), а людей, соответственно, инфицированными культурой поциентами, то книга обеспечивает необходимую плотность инфицированных, и, следовательно, преодоление эпидемического порога (точно так же, как привычные нам эпидемии появились лишь с появлением больших городов, где люди жили в необходимой для передачи вируса скученности). С появлением книги появилась некая культурная среда в ее материальном значении — как какой-нибудь флогистон. Это материализация также звука и — в общем случае — информации. Книга как носитель этой умонепостигаемой сущности изначально являлась священным объектом. Грамотные люди были владельцами тайного знания, качественно отличались от неграмотных и хорошо это понимали.

Кроме того, книга сама по себе была произведением искусства, так сказать, прикладного — золотой оклад, каллиграфическая роспись и т.д. Объединяя в себе разные искусства, она зримо олицетворяла синкретичность древнего магического сознания, усиливая тем самым ее магические (if any) свойства.

С ростом промышленного производства повышался уровень жизни населения, все больше людей освобождалось от необходимости ежедневно бороться за существование. Общество могло позволить себе все больше грамотных нахлебников, от этого сакральное значение книги постоянно принижалось, но не исчезало окончательно (реликты такого отношения к книге остались до сих пор — не все позволяют себе рвать книги и выкидывать их в окошко; распространение электронных книг, кажется, должно парадоксально вернуть бумажным книгам священный ореол). Fatality книгам было нанесено изобретением книгопечатания. Книга, которую уместно было сравнивать с храмом (по словам Гюго) перестала быть штучным товаром. Она утратила свой сакральный смысл, храмы порушились, начался некий метафизический конец света, калиюга, total pizdets, который проистекает и посейчас.

Ощущение конца света
Ирландские монахи, конечно, не предвидели никакого книгопечатания, но тем не менее жили в апокалиптических настроениях. Они ощущали себя хранителями старой мудрости и плюс к тому были нещадно пижжены викингами, которые как раз к тому времени стали заметной силой в северных морях. От того, что они появились недавно, их логично было считать сверхестественными существами, посланцами Сотоны, учтите, что христианство они еще не приняли. Келлсская Книга была то ли начата на острове Ионы у берегов Шотландии, а потом дописана в Келлсе, то ли начата в Келлсе, но при том беженцами с Ионы — короче, тут в любом случае поучаствовали люди с Ионы, сильно пограбленной викингами. В общем, христианские рубежи падали один за другим, монахи бежали или пытались строить стена, а на них наступали адские силы. Нужно иметь в виду, что конец света для грамотных людей был тогда гораздо ближе и реальнее, чем сейчас. То есть настоящий конец света, со Вторым Пришествием и все как полагается. Его ждали со дня на день уже восемь веков.

Как показано
Ощущение приближающегося пиздеца — главное атмосферное достоинство мультфильма. На это работает и психоз настоятеля, гонящего всех на постройку заведомо бесполезной стены, и пустое пространство монастыря с одинокой фаллической башней посередине, и черно-красно-белая гамма, неизбежно появляющаяся, когда речт заходит о викингах. Угроза реальная гораздо страшнее угрозы мифической, Кром Круаха, древнего божества ирландцев. Ну это понятно, христианину ничего не страшно, делом да молитвою он все переборет.

Монастырь, как одинокая башня в середине огороженного пространства, является микрокосмом, башня посередине это мировое древо, круглое пространство — это границы мира, настоятель — бог-спаситель.

В фильме чувствуется и магия, связанная с синтетическим искусством писца, о которой я говорил выше. Настоятель монастыря, гонящий писцов на работу (строить стену от викингов), показан сбрендившим с ума богом, ведь он попирает святыни. Впрочем, это общее свойство людей, облеченных абсолютной властью и какой-нибудь обсессией, от Ивана Грозного до Ахава. Они все попирают святыни и все они приближают конец света.

Необязательное метафизическое отступление
При этом понятно, что нужно писать книги, потому что, ну, они протоплазма для передачи вирусов культуры, а стены чисто материальны и для передачи вирусов нефункциональны. Книги как-нибудь сами о себе позаботятся, рукописи не горят и т.д. Иными словами, нужно не укреплять, закукливаясь, границы мира, а изменять сам мир, правильный мир спасется неведомым образом, это можно сравнить с тем положением, что любое действие просветленного ведет к улучшению вселенной.

Техника рисования. Принцип экономии линий
Очевидно, фильм про рисованную книгу должен быть также рисованным. Чуть менее логично, но тоже логично и красиво то, что рисованным он должен быть в стиле самой Келлсской Книги. Как выглядят рисунки в Келлсской книге, никто без Википедии не знает, поэтому художники, так же логично, обошлись псевдосредневековой графикой. В моем понимании наиболее яркая особенность этой графики заключается в экономии линий. Ну, то есть, если есть два объекта, у которых линии как-то могут переходить друг в друга, то они обязательно переходят друг в друга. Например если есть несколько складок одеяния, то они обязательно стыкуются друг с другом, образуя одну линию. Или все пальцы растут из одной и той же складки, то есть опять же примыкают к одной и той же линии. Этот принцип логично назвать принципом экономии линий.

Лучше на этот принцип один раз посмотреть, чем сто раз прочесть. Очень рекомендую скриншоты с официального сайта филема (вкладка Image Gallery).

Почему этот принцип вызывает в памяти средневековые ассоциации? Во-первых, такая техника придает картинке необходимую условность. Во-вторых, принцип экономии линий на самом деле имел место в раннем средневековье, причем не в живописи, а при письме. Руны вырубались на камне, и тут принцип экономии линий был, очевидно, актуален.

Принцип экономии линий объясняет, например, почему на заборах почти всегда пишется "ХУЙ", а не, например, "Пизда", а именно потому, что все три буквы, "Х", "У", "Й", рунического типа, и их легко начертать восемью прямолинейными взмахами руки.

Принцип экономии линий придет фильму дополнительную красоту: мультфильм о письме выполнен в технике, которая использовалась при передаче письма, а не графики.

Остальное
Сюжет фильма довольно таинственен и многозначителен. Вот чего-то такое тут бродит, кажется, поймаешь смысл (метафизический смысл книги или еще что-нибудь), и вроде понимаешь, и можешь объяснить простыми словами, а потом как-то непонятно, кажется, что есть что-то еще — в общем, в точности, как у Димы Савочкина с "Серьезным человеком". Мне кажется, тут может быть много интерпретаций. Но я не уверен, может быть, и нет.

В любом случае, фильм очень атмосферен, если абстрагироваться от того, что там нарисованные человечки. Музыка прикольная. Недостатки, конечно, есть, где-то стиль не выдержан, где-то они зря говорят, лучше бы молчали, пролог и эпилог там, кажется, лишние, но в целом очень, очень здорово.

(12.03.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: