Режиссер:
Александр Муратов. Сценарий: Борис Гиллер, Оператор: Константин Рыжов, Композитор: Александр Михайлов.
В главных ролях: Владимир Стеклов, Николай Караченцов, Борис Щербаков, Владимир Еремин. В ролях: Семен Фарада, Олег Анофриев, Алексей Шейнин, Юрий Катин-Ярцев, Нелли Савиченко, Иван Мурадханов, Игорь Ясулович.
Награды: 1990 — Приз зрительских симпатий (Фестиваль полицейских фильмов в г. Коньяке, Франция)..
На удивление неплохой перестроечный фильм, в котором прослеживаются будущие тенденции: развал системы, кровавые разборки 90-х, собачья жизнь. В "милицейском детективе" начинают звучать интонации "Спрута": следователь провинциальной прокураторы по фамилии Портной (его играет В.Стеклов) переступает дорогу боссам обувного завода, которые, к слову, заключили контракт с итальянцами. Даже эта мизерная ссылка ведет на необыкновенно популярный в то время итальянский минисериал про комиссара Коррадо Каттани. В том же 1989 году вышла польско-советская комедия "Дежа Вю", где Караченцов, играя одесского бандоса средней руки, произносит сакраментальные слова: "Хотелось бы, чтобы и у нас была мафия. Хотелось бы! Но для этого надо много и упорно работать". Режиссер Муратов показывает в "Криминальном квартете" самую настоящую мафию, иначе говоря, преступников, которые довольно неплохо организованы.
У "зарвавшегося" следователя Портного похищают сына, и это еще одна модная фишка – "киднэппинг". В отличие от классических советских детективов, где правоохранительные органы представляли собой монолитную и незыблемую систему, оплот честности и справедливости, эта система в фильме Муратова показана зыбким, опасным и ненадежным местом. Рабочий телефон Портного прослушивается, да и непосредственный начальник что-то темнит. Честному следователю приходится быть одиночкой внутри государства, и счастье, если у него есть надежные друзья. Короче говоря, Портной может положиться только на своих друзей, с которыми вырос в детдоме. Его друзьями являются два опера – Муха и Сарай (Караченцов и Борис Щербаков) и журналист-"разоблачитель" Семен. Этот квартет – натуральная "бригада". Впрочем, в то время еще милицейская, а не бандитская.
Фильм вполне динамичен. И он лучше, чем следующий фильм Муратова – "По-прозвищу Зверь" (1990), который хоть и вышел до развала Союза, но уже в большей степени относится к российскому кино, чем к советскому.
Сценарий написал Борис Гиллер, будущий соавтор сценария к "Кавказскому пленнику", одному из самых видных российских фильмов 90-х.