Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Агора / Agora (2009)


Агора
Средняя оценка: оценка: 4
2009. Испания. 126 минут.
Жанр: биографический / исторический.

Режиссер: Алехандро Аменабар.
Сценарий: Алехандро Аменабар, Матео Хиль,
Оператор: Ксави Хименес,
Композитор: Дарио Марианелли.

В главных ролях: Рэйчел Вайс.
В ролях: Макс Мингелла, Оскар Айзек, Ашраф Бархом, Микаэль Лонсдаль, Руперт Эванс.

Награды:
"Гойя" — лучший оригинальный сценарий, оператор, костюмы, грим, художник, спецэффекты..

Интересные факты о фильме:

Декорации были выстроены на Мальте, форт Рикасоли. Там же строили декорации для "Гладиатора", "Елены Троянской" и "Трои".

Аменабар приглашал сняться в фильме Сашу Барона Коэна и Джонатана Риса-Майерса.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Агора"

оценка: 3.5

Жизнеописание легендарной Гипатии Александрийской. Испанский блокбастер, 73-миллионный бюджет которого превышает суммарный бюджет всех испанских фильмов, снятых за год. Иногда они могут себе это позволить.

"Агору" снял Алехандро Аменебар, который в свои 37 уже стал классиком испаноязычного кино. Это его первый пеплум и его первый байопик. Соответственно, "Агора" обладает всеми недостатками, присущими крупнобюджетным пеплумам: избыточная, броская декоративность; гламурность, без которой немыслима хорошая касса; сплошь чистенькие и модные египетские граждане, которые никогда не срут, не ковыряют пальцем в носу и вообще похожи на воспитанников воскресной школы; тщательно выметенные улицы, отреставрированные постройки и статуи без единого скола. Словом, сплошная искусственность и стерильность ХХI века, сопровождаемая сладкоголосым хоровым пением. Хотя когда дело доходит до уличных драк, в камеру охотно брызжет чрезмерно алая кровь, по переулкам катятся головы и все такое прочее.

Но если отбросить всю эту 70-миллионную мишуру, у фильма есть одного преимущество перед заоокеанскими "костюмными боевиками". Его действительно интересно смотреть, благодаря хорошей режиссерской работе, в том числе с актерами, и добротной драматургии. Главная героиня фильма регулярно отходит на второй план, сюжет разветвляется и создается относительно полная панорама политического общества Александрии начала 400-го года. Это время знаменовало собой падение Александрии как одного из центров эллинистической культуры и окончательный закат классической эры со всей ее натурфилософией. Наступило тысячелетие схоластики. В этом смысле Гипатия Александрийская – аватар поверженных древних богов даже несмотря на то, что Аменабар делает ее закоренелой атеисткой.

Фильм привлекает не только тем, что Алехандро Аменабар обращается к любопытным страницам истории и пытается отобразить на экране слом эпох. Ностальгия по классической эре в первую очередь тронула бы европейца, живущего в 18 веке, – нашего же современника этим особо не прошибешь. Нет, дело в другом. Фильм Аменабара актуально синкретичен. Причем рассматривается только один религиозный аспект – фанатизм. Религиозный фанатизм – это то, что объединяет подлинно прозелитические религии. Может не быть точек соприкосновения в мировоззрении, но фанатизм всегда одинаков. Фильм мог быть о исламе, но хитроумный Аменабар снимает фильм о христианстве. Копты Аменабара ничем не отличаются от тучных стад мусульман, заполоняющих кадры ориентальных фильмов Мохсена Махмальдафа типа "Кандагар". Аменабар выносит обвинительный приговор прозелитическим религиям, которые в своем стремлении доминировать губят "научную мысль", – в этом смысле Гипатия Александрийская является аватаром научной мысли несмотря даже на то, что Аменабар делает ее симпатичной молодой женщиной.

Наконец, в фильме интересные персонажи. Гипатия была растерзана толпой христиан то ли с молчаливого согласия, то ли по наущению александрийского епископа Кирилла. Пламенный Кирилл, перекрестивший практически всю Александрию, впоследствии был канонизирован. Это одна из наиболее спорных фигур в истории христианства, поскольку его методы в какой-то мере можно назвать "христианским террором". Что касается Гипатии, то поговаривают, будто ее жизнь и смерть послужили базисом жизнеописания фейковой свт. Екатерины Александрийской, — таким образом христианство как бы воздало должное мученической смерти Гипатии, при этом не уронив свое "соборное достоинство" в глазах человечества.

(13.03.2010)

Версия для печати


Мор: Убьем во имя Христа, убьем во имя Сераписа

Агора оценка: 4

Крайне мощное, живописное и чувственное кино о том, что существуют лишь одни вещи, в которые можно верить и которыми можно руководствоваться, — человеческое достоинство, стремление к познанию, дружба, верность. Эпик о масштабах человеческого невежества, агрессивно насаждаемого людьми, предпочитающими догмы, перегной непонятых религиозных предписаний рассуждению и готовых за это убивать. Неважно, как зовутся их боги, — слуги Сераписа или Христа превращают друг друга в кучи мертвых тел ради сомнительных текстов, не обдумываемых, не познаваемых, а принимаемых на веру тогда, когда в голове нет своих взглядов на вещи. Аменабару удалось снять фильм настолько антирелигиозный, что это просто изумляет. Фильм, в котором я заплакала в момент сожжения Александрийской библиотеки, — это же как надо снять, что сожжение стольких текстов, которые мы потеряли и которые мы с тех пор знаем только из упоминаний и редких цитат, вызывало подобные эмоции! Словно насекомые, влекомые ненавистью к хозяевам, религиозные рабы и оборванцы превращают все в шлак. Классовая ненависть, подпитанная верой, обрушивается почему-то на знание. То, что главным героем оказывается по-настоящему редкий персонаж, женщина-философ Гипатия, преподававшая мужчинам астрономию и математику и растерзанная заживо христианами, делает работу еще более яркой.

"Агора" — это, наверное, единственный условный "пеплум", который прямо-таки прибил меня к стенке. Аменабар-сценарист очень мастерски вплел в повествование тему любви раба к Гипатии, и через судьбу ушедшего к христианам раба автор показывает еще одну грань происходящего. Мы видим приход христиан и свержение старых богов с неба, откуда все выглядят муравьями, глазами префекта, понимающего, что его власть слабеет, глазами Гипатии, которая увлечена только разгадкой тайны небес и экспериментами, глазами безумно любящего его раба, глазами чокнутого пророка, глазами Кирилла, который уничтожает все угрозы власти своей религии. Это многоголосие гармонично, богато, ярко, оно захватывает, даже несмотря на упрощения. Здесь героям каждые десять минут приходится выбирать, и этот выбор так тяжел и так драматичен, что заставляет переживать. Массовые столкновения, побивание камнями, грозные наступления на Александрийскую библиотеку и одно из первых в истории массовое изгнание евреев, — здесь достаточно эпики, чтобы захватить кого угодно. Но гораздо более силен конфликт между привязанностью к учителю — и любовью к женщине, ведь одно уничтожает другое, между верой в бога — и верой в человека, между желанием — и уважением, между верностью — и силой, между разумом — и мощью принуждения. Выборы, которые делают герои, сталкивают глыбы. Скажем, любить и взять Гипатию означает из школы препроводить ее в закрытое пространство дома, сделать из философа — просто женщину, из экспериментатора и астронома — домохозяйку, которую никто не станет слушать. В итоге ты выбираешь, хочешь ли иметь сломанную женщину или будешь всегда находиться вдалеке.

Рэйчел Вайс в роли Гипатии... ну, я не знаю, как это описать. Она так непосредственна, так чиста, такая искренняя, такая близкая — и такая горящая своими идеями, что любые слова кажутся мне недостаточными. От момента, когда она лежит и говорит:"А что, если сейчас земля движется — и мы движемся вместе с землей?", у меня захватывает дух. Неудивительно, что Аменабар пожалел ее — и смягчил ее трагическую, невероятно жестокую смерть с помощью фиктивного персонажа, иначе фильм было бы больно смотреть.

К первоначальным христианам Аменабар суров. Они предстают в фильме распространяющейся, словно саранча, массой бродяг, нищих, чокнутых и рабов, получившей озвучку своих стремлений от полоумных пророков. И как приятно видеть такую прямоту. Но в этом рисунке нет специфической желчи. Аменабара не интересует антихристианский пасквиль, он говорит о невежестве, о слабости, о том, что мало кто способен встать на защиту интересов, если его грозят убить. Особенно драматичным является то, что многие ученики Гипатии заняли высокие посты и приняли христианство под давлением. То же касается и префекта, чей характер очень интересно раскрывается во время фильма. Момент со священным писанием, перед которым он должен преклониться, признав, что Гипатия — ведьма, просто сногсшибателен.

Меня ничуть не удивляет, что "Агора" идет у нас в кино крайне ограниченно. В мракобесной стране, где в школах вводят религиозные уроки, такой вещи не место. На мой же взгляд, ее нужно показывать на как можно большем количестве экранов, чтобы наконец-то видеть героев. Его уже называли памфлетом. Памфлет?!..

(15.03.2010)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Если добро не может победить зло в честной битве, оно должно подпоить зло клофелином, и порубать его на куски во сне

Агора оценка: 4

Аменабар снял отличное и очень своевременное кино. Во-первых, он создал прекрасную иллюстрацию термина "религиозное мракобесие", изящно, без долгих слов и рассусоливаний, показав зрителю весь ужас нетерпимости и экстремизма, породивших большинство войн в человеческой истории. Во-вторых, он тонко напомнил христианству, что у него тоже была заря, были свои "тёмные века", и свои скелеты в шкафу. Собственно, у христианства весь шкаф забит скелетами, там целое кладбище. И один из этих скелетов – прекрасные белые кости Гипатии – Аменабар достал из шкафа, и заставил продефилировать перед нами на потеху, так сказать, публике.

Ну конечно, картина, где есть фраза "не забывайте про её незавидное положение; ведь она всего лишь женщина!", не могла пройти мимо Жанны Поярковой – даже если основная суть картины и не в гендерном неравенстве. Фильм рассказывает нам историю становления христианства через призму одной отдельно взятой человеческой судьбы – математика и астронома Гипатии в прекрасном, чё там, исполнении Рейчел Уайз. Я не буду вам много рассказывать об этой чувихе (о которой, кстати, история практически ничего и не знает), для этого есть википедия. Но персонаж достаточно интересный для того, чтобы поместить его в центр подобного повествования.

Фильм напоминает слоёный пирог: кажущаяся поначалу разнородной история представляет собой сочетание множества пластов: педагогики, социального неравенства, гендерного неравенства, разум-и-чувство, научный поиск, и, конечно, религиозное противостояние. Однако чем дальше вглубь – тем больше все эти пласты перемешиваются, как кровавая Мэри с некачественным соком, являя на выходе мощный аффективный монолит. Авторы фильма, конечно, провокаторы – они издеваются над зрителем, заигрывают со зрителем, насилуют зрителя – и нельзя не признать, что удаётся им это с блеском.

Уверен, что для каждого человека в фильме найдётся эпизод, который проймёт его до глубины души, даже если всё остальное пройдёт мимо. Лично для меня таким эпизодом (это не значит, что всё остальное прошло мимо :-)) стал один из финальных диалогов – когда бывший ученик Гипатии, а нынче епископ какого-то соседнего епископства, пытается объяснить своей бывшей учительнице, что она тоже христианка, а если она отказывается это признать – так пиздец тебе, девочка. Удивительный моральный перевёртыш – формальное признание себя христианином, даже неподкреплённое верой, считается добродетелью, а следование своим убеждениям – грехом. Предать близкого тебе, хорошего и честного человека ради того, чтобы сделать то, что с твоей точки зрения хочет от тебя бог, да-да, тот самый конфликт Авраама, который был с не меньшим изяществом препарирован в "Фанатике".

Чертовски интересна реакция на этот фильм официальных лиц христианских конгрегаций. Впрочем, это же не Дэн Браун. Я думаю, о какой-то там "Агоре" сановники могут и не услышать.

P.S. Наконец-то я увидел, как пишется фамилия Аменабара в испанских титрах. Таки да. Поскольку эта фамилия произносится не по правилам, над ней, в соответствии с нормами испанского языка, ставится знак ударения. Но я всё равно не буду называть аменабАра аменАбаром, хоть убейте меня! Даже если так триста раз правильно.

(17.03.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: