Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Страсти Беатрис / La passion Béatrice (1987)


Страсти Беатрис
Средняя оценка: оценка: 3.5
1987. Франция / Италия. 132 минуты.
Жанр: драма.

Режиссер: Бертран Тавернье.
Сценарий: Коло Тавернье,
Оператор:Бруно де Кейзер,
Композитор:Рон Картер.

В главных ролях: Жюли Дельпи, Бернар-Пьер Доннадьё.
В ролях: Нильс Тавернье, Моник Шометт, Робер Дери, Мишель Глейзер, Жан-Клод Адлен, Максим Леру, Франсуа Хаджи-Лазаро и др.

Награды:
Сезар — лучшие костюмы (1988).

Версия для печати

Мор: I tried hard to have a father but instead I had a dad

Страсти Беатрис оценка: 3.5

Красивое кино о поруганной добродетели, инцесте, раздавленном женском стремлении стать мальчишкой, превращении концентрированного обожания в падение и целой куче других вещей. Бертран Тавернье мог бы дать огромную фору Кокто/Мельвилю в отношении создания инцестуального напряжения на экране. Тавернье работает с диким мифом, а не бытовой средой, и это заставляет сравнивать "Страсти Беатрис" с фильмом "Прощай, жестокий брат" или даже с совершенно бессердечным и буйным "Титом" Джули Теймор. Беатрис ждет отца, который должен вернуться с войны, и он для нее — сияющее божество, недосягаемый пример. Но божество оказывается изломанным чудовищем, раздирающем на ней платье. Пришелец терзает ее скорее из-за желания наказать за это неприлично светящееся "Отец!", за то, что она не мужчина, и за то, что она единственная, с кем можно создать империю, чем из-за чего-то еще.

В подобных историях обычно интересен один герой, второй же — просто злодей, но "Страсти Беатрис" — это очень своеобразный пересказ морали из "Жюстины" де Сада, где любопытство и возмущение наивной девушки вознаграждаются с помощью жестокого насилия. Жюли Дельпи восхитительна — она настолько же невинна, насколько соблазнительна, ее желание увидеть отца расцвечивает бедный замок, она любопытна, неудержима, ее покорность полна неповиновения. Она — молодая, гибкая, быстрая и умная женщина, но ей, словно в песне Кобейна, "следовало бы быть сыном", это могло бы ее защитить. Отец Беатрис, Франсуа де Кортемар, — другой типаж. Возвратившись с войны, он теряет ощущение значимости социальных правил — и продолжает грабить, поджигать и насиловать, разочарованный миром, людьми, сыном-трусом и самим собой. Он обнаруживает дочь, словно впервые, начиная ее испытывать. На вопрос о геройстве Франсуа отвечает историей о том, как брат Беатрис чуть не сдох в дерьме от страха. Очарованный взгляд Беатрис встречает грубый приказ вымыть отцу ноги. При этом их отношения двусмысленны с самого начала: Беатрис плохо помнит отца, он выдуман ей, поэтому она знакомится с чужаком, а Франсуа не помнит ее, встречая новую женщину."Одеваешься, как для любовника", — неодобрительно замечает бабка, глядя на прихорашивающуюся Беатрис, и оказывается права.

В "Страстях" постоянным рефреном кроме равняющей всех, но данной намеками эротики и близкой дикости звучит тема несправедливости существования пола. Беатрис любит своего брата Арно, но кто из них по характеру более женщина, а кто — мужчина, можно сказать почти сразу. Тавернье доводит аналогию до ясного конца, показав, как одетого в женское платье Арно гонят по лесу в то время, как Беатрис бьет отца хлыстом по лицу. Поруганная мечта благочестивой Беатрис заставляет ее измазать кровью лицо идола, избавившись от всех вещей, которые казались ей такими важными. Детство закончено. Эстафета ножа передается по наследству.

В фильме очень удачно показаны диалоги между Франсуа и Беатрис, полные странного достоинства и пронзительной жесткости. Трагедия Беатрис и в том, что она слишком красива, и в том, что она слишком невинна, и в том, что она единственная подходит для того, чтобы Франсуа говорил с ней. Во власти Франсуа и том, с каким молчаливым осуждением Беатрис исполняет его приказы, есть нечто магнетическое. Именно ее внутренняя непокорность придает происходящему смысл.

(16.05.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: