Режиссер:
Роберт Редфорд. Сценарий: Ричард Фриденберг (по автобиографической повести Нормана Маклина), Оператор: Филипп Руссело, Композитор: Марк Айшем.
Чудесный фильм о рыбалке, о лете. Снят по ностальгической книге Нормана Маклина, опубликованной в 1976 году. Говорят, что Роберт Редфорд обхаживал престарелого писателя с целью заполучения разрешения на экранизацию несколько лет. Как бы то ни было, фильм вышел уже после смерти автора – в 1992 году (Маклин умер в 1990-м). О том, какое значение играла рыбалка в жизни автора и его семьи, ясно из цитаты, поданной в начале фильма. Отец Нормана, местный пресвитерианский священник, "не делал большого различия между религией и рыбалкой" и нередко акцентировал в проповедях внимание на том, что ученики Христа были рыбаками. Река, по мнению отца Нормана, больше чем река, и если всю жизнь прислушиваться к ее течению, то услышишь слова, сказанные Богом за миллиарды лет до ХХ столетия.
Чем больше лет становится Роберту Редфорду, тем меньше в его фильмах экшена. Вот и здесь основная ставка сделана на живописность. Оператор Филип Руссело, прекрасно запечатлевший дождевые леса Амазонки в "Изумрудном лесу" и северные леса в "Медведе" Жан-Жака Анно, получил за работу над "Рекой" "Оскара". Река, текущая на дне одного из каньонов Монтаны, в окружении смешанных лесов, становится главным действующим героем. Вторым героем фильма оказывается брат Нормана Пол (Нормана играет Крейг Шеффер, а Пола – Брэд Питт, и оба играют, скажем прямо, здорово). Редфорд притворяется, что фильм не о природе. Поэтому пейзажный видеоряд с рекой, удочками, форелью и двумя рыбаками на заднем плане, обогащается старыми черно-белыми фотографиями и ретро-аурой 20-х годов. Лейтмотивом идет мысль о том, что невозможно помочь нуждающимся в помощи: либо ты не знаешь, как это сделать; либо, что чаще происходит, сами нуждающиеся отказываются от помощи. Зато ничто не мешает их любить! Норман за тридевять земель от дома учится филологии, Пол заканчивает в Монтане колледж и устраивается репортером. Также он становится классным рыбаком и страстным игроком. Последний пункт – губителен. В фильме начинают звучать фаталистические нотки. Норман приезжает на лето домой и, в ожидании преподавательского места в университете Чикаго, оседает в отчем доме. Он шляется с Полом по кабакам и, прекрасно понимая, что азарт затянул Пола в омут карточных долгов, не знает, как ему помочь. Не знают как помочь Полу и другие люди. Пола "попускает" только на рыбалке.
Ну и, конечно, пересматривая яркий фильм Редфорда, сразу вспоминается песенка Билла Джоела "River of Dreams", ставшая большим хитом в 1993 году.