Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Химера / Splice (2009)


Химера
Средняя оценка: оценка: 3.5
2009. Канада / Франция. 104 минуты.
Жанр: фантастика / ужасы.

Режиссер: Винченцо Натали.
Сценарий: Винченцо Натали, Антониетта Терри Брайант, Даг Тейлор,
Оператор: Тецуо Нагата,
Композитор: Сирилл Офорт.

В главных ролях: Эдриан Броуди, Сара Полли, Дельфина Шанеак.
В ролях: Брэндон МакГибон, Симона Майканеску, Дэвид Хьюлет, Эбигейл Чу, Джонатан Пэйн.

Награды:
МКФ фантастики в Сиджесе — лучшие спецэффекты..

Интересные факты о фильме:

Имена Клайв и Ева — оммаж фильму "Невеста Франкенштейна".

Версия для печати

Владимир Гордеев: Выдающееся чудовище!

оценка: 4

Бодрящий микс "Франкенштейна" с психологическими sex-horror’ами Дэвида Кроненберга. Самое лучшее в фильме – монстр. Пожалуй, это один из самых впечатляющих, очаровательных и трогательных монстров, которых мне доводилось видеть (наравне с Кинг Конгом Джексона, Франкенштейном Уэйла… ну и, наверное, этот ряд можно продолжить Особью Х.Р.Гигера, хотя ее сексуальный голод Особи намного мощнее сексуального голода Дрен). Словом, неожиданный и очень приятный сюрприз.

Клайв и Эльза (кстати, их имена отсылают к "Невесте Франкенштейна" Уэйла) – биоинженеры, которые выводят новые виды животных. Клайв – подкаблучник, хотя и старше. Эльза умеет настоять на своем. В частности, ее инициатива, чтобы в обход руководства они начали эксперимент по соединению ДНК человека с ДНК животного. ДНК женщины с нормальной наследственностью отвергает животные ДНК. Тогда Эльза, в роду которой были психопаты (в частности, мать), подсовывает свое ДНК: и, как ни странно, это срабатывает. На свет появляется чудовище, поначалу мало похожее на человека. Но вскоре начинается процесс, обратный тому, что мы видели в кроненберговской "Мухе": в гибриде начинают проявляться антропоморфные черты. Довольно занятно выявлять в повадках чудовища (его пластика продумана до мелочей) различные виды животных. Доминирующим является семейство кошачьих. Химера растет как на дрожжах, в ней пробуждается человеческое самосознание. А вместе с ним – комплекс электры. Эльза же пытается вести себя с химерой примерно так же, как ее мать вела себя с ней, то есть, тиранить и жестко демонстрировать свое преимущество…

У фильма классный сюжет, потрясающий монстр, который симпатичен на всех этапах своей жизни, от младенчества до смерти (впрочем, это не касается "воскрешения" в финале, когда он по-улиточному меняет пол и "восстает из ада", чтобы совершить жестокий и беспощадный акт инцеста). Фильм мог быть подлинным шедевром ужаса, если бы Винченцо Натали обладал оригинальностью художественного мышления, которая придала бы видеоряду его фильма печать самобытности, то есть, то, что мы видим в большинстве фильмов Ридли Скотта или Дэвида Кроненберга. А так, "гениальным произведением искусства" в его фильме является лишь монстр. Остальное же – просто "добротно сработано".



Добавлю также, что роли отлично подходят как для Эдриана Броуди, который здесь вновь играет чуть ли не еврейского интеллигента-"пианиста", привыкшего плыть по течению, так и для агрессивной Сары Полли, которая с детства была известна как бескомпромиссная социалистка (она с младых ногтей состоит в "черном списке" Walt Disney).

(01.07.2010)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Гибрид

Химера оценка: 3.5

Я садился смотреть картину с большой долей здорового скепсиса. Как, впрочем, и бОльшая часть зрителей. Потому что надо было очень самонадеянным пацаном — при всей моей любви к Винченцо Натали — чтобы думать, что ты сможешь сказать что-то настолько новое в теме, чтобы браться ещё за одну картину.

Дело в том, что за последние тридцать лет на человечество обрушился просто шквал вариаций сюжета "учёные создали жызнь / приняли на грудь тёмную жидкость / обнаружили неведомую ёбаную хуйню, которая покрошила их в капусту". А за всё прошедшее время — а это 192 года, считая с первой публикации — интерпретаций этой темы было создано невероятное количество. Мульоны, наверное. Так что ждать чего-то хорошего не приходилось. Даже трейлер не обещал решительно ничего интересного, кроме хвостатой тётки с большими глазами — впрочем, этого добра мы уже насмотрелись и в более ранних вариациях.

Однако фильм оказался неожиданно... неплох. Не буду говорить "хорош", всё-таки дамоклов меч старого, обросшего контаминациями сюжета давлеет и над рецензентом — но реально неплох. Натали возвращает классической истории то, что у неё забрали научно-фантастические восьмидесятые — меришеллевскую человечность. Он создаёт очень трогательную тварь — которой сочувствуешь куда больше, чем её создателям, весь фильм рассуждающим о том, убить ли её сейчас, или дать ей пожить ещё немного. И вместе с бытовыми коллизиями в сюжет вернулись драматичность, проблемы самосознания и классический любовный треугольник. Но самое главное — весь фильм пропитан тонким, еле уловимым запахом пиздеца. Зритель мучительно пытается придумать хоть одну хорошую развязку, хоть какой-то конец, который можно было бы — пусть с натяжкой — назвать хеппи-эндом. И это же пытаются сделать персонажи. Но не выходит ни у кого. Персонажи просто плывут по течению — и смутное ощущение того, что всё будет плохо, не покидает во время просмотра ни на секунду, даже в какие-то радостные или смешные моменты. Это очень круто, это признак настоящего мастерства. В итоге ожидание кровавой развязки — а будет она кровавой или нет, остаётся загадкой практически до самого конца — оказывается для зрителя на напряжённым триллером, а грустным "coming-of-age" — путешествием по своим детским воспоминаниям, трогательным и нескладным.

Чёрт, вот хотел написать рецензию про научную недостоверность, о том, что не имея генов хищников существо не может хотеть мяса, о том, что принципиально важный момент для адаптивности — это то, у стайных или индивидуальных животных были позаимствованы гены — а сам ударился в гуманизьм. В самом деле, о какой научной достоверности речь? О крыльях, появляющихся прямо из кожи рук? Это просто фантазия, красивый сон. Но сон, как любая история современного Прометея, с моралью. Ты всегда в ответе за самого себя, когда ты кого-нибудь приручаешь.

(01.07.2010)

Версия для печати


Юлия Ульяновская: Рецензия на фильм "Химера", или сказка про этику и семейные конфликты

оценка: 3.5

Казалось бы, что интересного в фильме про гибрид? Мы уже всё видели — от шитого белыми нитками чудовища Франкенштейна до жертвы высоких технологий человека-мухи. Но нас всё-таки попытались удивить — и удачно. Новая химера изначально, с младенчества, не страшная и не противная, она издает милые курлыкающие звуки и покрыта не чешуёй, а кожей, и похожа на маленького хорошенького антропоморфного динозаврика. Да вот только с "родителями" ей не повезло. Эльза и Клайв на первый взгляд — милая парочка исследователей, муж и жена, друг за друга горой. "Папа"-то нормальный, но вот Эльза — из неблагополучной семьи. Всё детство ее телесно и морально изводила деспотичная мамаша, к которой бедняга свято хранит ненависть. В соответствии с этой ненавистью Эльза строит свою жизнь таким образом, чтобы держать под контролем всё вокруг себя. Именно поэтому она отказывает Клайву в том, чтобы завести ребенка (эта штука слишком непредсказуемо меняет всё и навсегда). Зато Эльза подсовывает свою ДНК для опыта с гибридом, а затем защищает, холит и лелеет новорожденную химеру, суррогат человеческого детеныша — ровно до тех пор, пока "опытный образец" не проявляет истинно человеческого характера. Эльза тут же старается агрессивно подавить химерину самостоятельность, как когда-то с нею самой поступила ее мамаша, вот тут-то и начинается война со смертоубийством.

Это фильм из той же категории, что и песни БГ: всего намешано, но в рифму и интересно. Где-то в середине фильма, когда пара ищет химеру, сбежавшую с фермы, в ночном заснеженном лесу, Клайв озвучивает мысли зрителя, говоря приблизительно следующее: "Вот он, кошмар генетика: новая форма жизни вырывается из лаборатории. Здравствуй, мир!". Эта фраза показательная, в ней содержится именно та доля иронии, с которой следует приступать к "Химере" в целом. Тогда вас обязательно многое насмешит, и от фильма останется хорошее впечатление. Например, начало, когда Эльза и Клайв стоят над стеклянным вольером, и чуть не пуская слезу от умиления, говорят: "Они прекрасны!!!" В вольере — два уродливых слизня гигантских размеров. Вас интересно озадачит, почему чудовища, созданные учеными, склонны к смене пола и неизменно похотливы (самое смешное, что в этом интуитивно угадывается логика, и она действительно там есть). И более всего в этом фильме меня заинтересовало то, что несмотря на видимость научного триллера от него остается впечатление, скорее, как от семейной драмы. Уж слишком тесен круг, и явны связи.

Фильм очень интересует, но не слишком бодрит. Поэтому советую смотреть его в вечер буднего дня. Почувствуйте себя учеными в лаборатории, это чувство очень облегчит вам начало офисной недели.

(05.07.2010)

Версия для печати


Мор: Рецензия на фильм "Химера"

оценка: 3.5

Splice — это лобовое, грубое склеивание кусков, которые плохо соединяются между собой. Например, если у вас порвалась магнитофонная пленка, можно склеить ее внахлест, и тогда при прокручивании она будет немного елозить, или голос вдруг взвоет, но запись остается, а не отправляется в мусорную корзину. Слово splice кажется мне очень подходящим, чтобы думать о собственном существовании. Это называют эклектикой, "полноценной жизнью" или авантюрой, смесь разных жанров, разных людей, разных существ. Ты можешь взять — и соединить железо с резиной, козла с младенцем, ревень с бабочкой, ох уж эта прекрасная сила науки. Но в какой-то момент твоя ласковая химера с опасными глазами нежной бестии вдруг поднимет голову и вопьется зубами в мягкий податливый череп, сжует тебя заживо во время секса, запихнет ребристый хвост прямо тебе в позвоночник, aah.

Мне кажется, что основная проблема заключается не в том, что ты соединяешь несоединимое. Подумаешь! "В дерзанье — цель". Нет. Дело в том, что постепенно эта разница размывает аппарат восприятия. Словно техника, которая испытывает основную нагрузку во время включения, частые переключения человеческих режимов расшатывают мировоззренческий аппарат, мешают воспринимать полноценно каждый из режимов. Большинство вещей, посвященных переходу в запределье, аморальности науки касаются не ее зла, а неспособности человека справиться с этим соединением плохо соединяющихся вещей. Не химера уничтожает мир, а восприятие химеры и неспособность ее переварить создают катастрофу, дикость, безумие и смерть. Человеческое существование поддерживается набором моральных законов, без которых человек превращается в хаотическое, бессмысленное существо, раздолбанное и не получающее удовольствия от жизни. Парадоксальным образом целеполагание и кодекс, самоограничение позволяют продвигаться за границы. Стоит произойти чему-то, что лишает тебя кодекса, как ты сначала наслаждаешься отсутствием рамок, но потом растекаешься в пятно. Как в киберпанке — с человеком можно делать то же самое, что с лабораторной крысой. Создать splice — как открыть freelove: сначала здорово, а потом ты забываешь, кого нужно, а кого не нужно держать за руку.

Ну и — да — я так и не посмотрела "Химеру", это наверняка сделали мои более усидчивые взрослые и мудрые товарищи с богатым внутренним миром. Они все вам расскажут, как молодцы. Химера осталась в моей голове лишь странным лицом искаженной девочки, не более. Но я уверена, что Винченцо Натали снял очередной фильм, про который приятно думать и писать.

(05.07.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: