Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Шаман / Chamane (1996)


Шаман
Средняя оценка: оценка: 2.5
1996. Россия / Франция. 91 минута.
Жанр: драма / приключенческий / роуд-муви.

Режиссер: Бартаба.
Сценарий: Жан-Луи Гуро, Бартаба,
Оператор: Мария Соловьева,
Монтаж: Жозеф Лисид, Светлана Иванова,
Композитор: Жан-Пьер Друэ,
На варгане играет Спиридон Шишигин, на скрипке — Жерар Пуле.

В главных ролях: Игорь Гоцман, Спартак Федотов.
В ролях: В. Яковлев, С. Емельянов, Е. Лиханова, С. Беляев, А. Егунов и др.

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Роуд-муви на лошадках

Шаман оценка: 2.5

Преступно мало мы освещаем тут российские фильмы, так наше кино с колен не подымешь, как ни старайся, без участия нашего сайта не обойтись. Вся остальная страна уже, как вы знаете, поднялась, а вот кино чего-то еще нет. Вот вам кенокартина, снятая, очевидно, в России, с российской съемочной и актерской бригадой, но иностранным режиссером. Как и "Прячься!", кстати, там тоже все, кроме режиссера, российское. Не знаю, случайно это или нет, но иностранные режиссеры любят снимать в России аутентичность — снег там, Сибирь, Чукотку, крайний север. Да, и еще в таких фильмах земныероссийские девушки легко доступны и с радостью ложатся особенно под тощих парней, вот такая национальная особенность, не знаю уж, с чем связанная.

Я тут расскажу кратенько содержание фильма, потому что смотреть его все равно не стоит. Дело сначала происходит в лагере, где сидит якутский шаман Анатолий и его друг скрипач из Москвы Дмитрий. У каждого свои особенности речи. Шаман Онотоле всегда по-доброму хихикает, а скрипач Дмитрий говорит примерно так: "Толя! Это безумие. В этих местах не выжить зимой…" или "Моя скрипка… я не могу идти без нее". Или в ответ на "Ты нездешний?" отвечает: "Я давно в пути". Или: "Я не могу больше…". В общем, шаман Онотоле устраивает им побег по снегу на лошадках, но его самого при этом убивают, но не совсем: он успевает перед смертью передать свои амулеты скрипачу Дмитрию, тело его мертво, но дух — нет, как метко выразился Дмитрий. И вот он (скрипач Дмитрий) две трети фильма скачет по тайге по колено в снегу, встречаясь с интересными людьми: оленеводческой бригадой, советским лесорубом, старой шаманкой, кузнецом, сумасшедшим механиком, старающимся починить на Байкале бесхозный теплоход и т.д. Ужасно много клюквы: как обставлен побег, как Дмитрий несколько раз уходит от погони и прочее. Зато это настоящее роуд-муви, настоящее путешествие, во время которого Дмитрий обрастает бородой, худеет и становится сам отчасти шаманом — дело в том, что шаман Онотоле незримо помогает скрипачу Дмитрию и даже, возможно, отчасти вселяется в него — а почему бы, собственно, и нет, что мешает, не вижу ни одной причины. Он убивает человека, пьет кровь, дружит с лошадкой и испытывает прочие духовные практики подобного рода. Потом Дмитрий добирается до Иркутска, там продает лошадь цыгану, знакомится в бане с медицинской работницей, они трахаются, потом он сидит голым на окне, свесив ноги в мороз, и играет на варгане. А потом показан поезд в Москву, который ушел без него, а он снова едет на своей лошади, выкупив ее у цыгана за скрипку. Всё.

Ну, и это еще путешествие духа, конечно, тут имелось в виду, как вот в фильме про Вальгаллу, например, чем-то похоже.

Последняя треть фильма — зрелище советского Иркутска, трубы, очереди в винный магазин, провинциальный ресторан с живой музыкой, какая-то процессия в одном и том же направлении движущихся людей, трип скрипача Дмитрия, только что выпившего бутылку водки — в принципе как-то даже атмосферна и местами обладает драйвом. К сожалению, обо всем фильме так сказать нельзя, в первую очередь его портит игра актеров, которые вроде бы как русские, но говорят как будто бы в иностранных фильмах (только без акцента), с театральной интонацией и при этом абсолютно правильно литературно. Вместо "да?" они говорят, например, "с самом деле?" и так далее. Ну, и движения у них тоже довольно неестественные. И куча недостоверностей в сюжете, куча.

Обратил внимание на любопытный эффект — речь якутских актеров, говорящих по-русски ли, по-якутски, меня так не раздражала, хотя они тоже двигались неестественно. Понятно почему — потому что в экзотике пошлости не замечаешь. И только после этого фильма до меня дошло, почему никого из иностранцев, похоже, не раздражает русская речь в плохих русских и иностранных фильмах — ОНИ ДУМАЮТ, ЧТО ВСЕ РУССКИЕ ТАК ГОВОРЯТ. А нас, русских, соответственно, меньше раздражает речь иностранцев в плохих фильмах, потому что мы или не знаем, как нужно правильно говорить на иностранных языках (с точки зрения интонации), или списываем все огрехи на переводчиков-дубляторов. В общем, это развитие мысли про попсу, которая была высказана, развивая какую-то другую мысль, в отзыве на "Прячься". Пока что, увы, фильмы, снятые русской командой, даже с иностранными режиссерами, наводят только на общекультурологические мысли, а не на высокие мысли о синематографе. Как мы будем с таким багажом подниматься с колен — это мне не очень пока что понятно.

(10.07.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: