Режиссер:
Уильям Уайлер. Сценарий: Чарльз МакАртур, Бен Хект, Джон Хьюстон, Оператор: Грегг Толанд, Композитор: Альфред Ньюман.
В главных ролях: Лоуренс Оливье, Мерл Оберон. В ролях: Дэвид Нивен, Флора Робсон, Дональд Крисп, Джеральдин Фицджералд, Хью Уильям.
Награды: "Оскар" — лучший оператор (ч/б). New York Film Critics Circle Awards — лучший фильм. National Film Preservation Board, USA — National Film Registry..
Интересные факты о фильме:
В конце фильма мы видим двух призраков. Эту сцену снимали уже после окончания основного съемочного процесса. Оливье и Оберон уже разъехались по другим проектам, и их заменили дублерами.
Корпорация Mitchell Camera выбрала оператора Грегга Толланда в качестве "подопытного": он снимал фильм на новую кинокамеру компании — Mitchell BNC Camera, которой предстояло стать студийным стандартом.
Вивьен Ли хотела сыграть главную роль (Лоуренс Оливье в то время был ее любовником), но студия отказала. Потом, подумав, студия предложила Вивьен Ли роль Изабеллы Линтон, но тут уже, в свою очередь, отказалась актриса.
Продюсер и владелец студии Сэмюел Голдвин говорил, что "Грозовой перевал" — его любимый фильм. В частности, его инициативой было ввести финальную сцену с призраками, которой, кстати, не было в романе. Эта сцена жутко бесила Уильяма Уайлера, но он ничего не мог поделать. Голдвин заявлял: "Уайлер был всего лишь режиссером, а фильм сделал я!"
На роль Хитклиффа претендовали Рональд Колман, Дуглас Фербенкс-мл., Роберт Ньютон.
Вереск, который фигурирует в фильме, был привезен из Англии и пересажен на болота Калифорнии.
Мерл Оберон и Лоуренс Оливье почему-то невзлюбили друг друга. После того, как Уайлер, объявив "Снято!", закончил снимать романтическую сцену, Оберон крикнула режиссеру: "Скажи ему [Оливье], чтобы он перестал плевать в меня!"
Сэмюел Голдвин счел первоначальный вариант сценария слишком мрачным для романтического фильма и нанял несколько сценаристов, чтобы те доработали сценарий. Среди них был молодой Джон Хьюстон, заявивший, что сценарий великолепен и не нуждается в доработке (однако, в конечном итоге отказываться от заработка не стал).Версия для печати
Одна из известнейших экранизаций знаменитого романа Эмили Бронте "Грозовый перевал" выделяется тем же, чем выделяются большинство классических фильмов "золотой эры Голливуда": его интересно смотреть. Хорошая драматургия, отсутствие красивостей, тормозящих развитие сюжета, лаконичность сцен, — вот залог того, что фильм можно досмотреть до надписи "The End", ни разу не зевнув.
Фильм Уайлера, конечно, выхолощен, сюжет несколько видоизменен, однако основные идеи и темы, на которых зиждется мистическая мелодрама Эмили Бронте, переданы безукоризненно. "Простому человеческому счастью" приёмыша Хитклиффа и Кэтрин – дочери прежнего владельца Грозового Перевала – мешают сословные предрассудки. Эти предрассудки настолько сильны, что становятся серьезным препятствием их сверхъестественной (в буквальном смысле) любви. Кэтрин выходит замуж за аристократа Эдгара Линтона, живущего по соседству, на Мызе Скворцов, и это решение отравляет жизнь всем: ей, Хитклиффу, Линтону, сестре Линтона Изабелле. Хитклифф возвращается из Америки богатым человеком, он хитростью приобретает Грозовой Перевал у злобного алкоголика, старшего брата Кэтрин Хиндли, который прежде унижал его, а теперь сам стал унижаемым. Чтобы отомстить своей любимой Кэти, Хитклифф женится на Изабелле. Это приводит Кэтрин на смертный одр.
Нам рассказывают историю возлюбленных, которым не нужен рай – ни земной, ни небесный. Им более чем достаточно друг друга. Однако окружающая среда, нравы и обычаи оказываются слишком влиятельными, чтобы ими пренебрегать. В конечном итоге герои сбегают в смерть. Они становятся призраками и вьют свое любовное гнездышко в пространстве между небом и землей, где им не может помешать ни ангел, ни человек.
Сценаристы манкируют некоторыми сюжетными линиями, а в первую очередь – избавляются от детей. Детей в романе много, и они важны. Избавившись от детей, над которыми измывается Хитклифф (тем самым он мстит за свое несчастное детство), Уайлер сильно смягчает демонический характер героя. Также в фильме едва ощущается жесткость лексики персонажей, — одна из наиболее привлекательных черт "провинциального" романа Бронте. Говорят, что первоначальный вариант сценария был более мрачен, то есть, более соответствовал букве, но продюсер фильма Сэмюел Голдвин настоял на изменениях; не к лицу, мол, романтическому фильму избыточная сумрачность. Что ж, это неплохой повод снизить фильму оценку на балл.