Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Лани / Les biches (1968)


Лани
Средняя оценка: оценка: 3.5
1968. Франция. 100 минут.
Жанр: ахтунг / драма / мелодрама.

Режиссер: Клод Шаброль.
Сценарий:Поль Жегофф, Клод Шаброль ,
Оператор:Жан Рабье,
Композитор:Пьер Жансен.

В главных ролях: Стефан Одран, Жаклин Сассар.
В ролях: Жан-Луи Третиньян, Нан Жермон, Анри Атталь, Доминик Зарди, .

Награды:
Берлинский кинофестиваль — Серебряный медведь в номинации "лучшая актриса" (Стефан Одран)(1968).

Версия для печати

Мор: Рецензия на фильм "Лани"

Лани оценка: 3.5

"Лани" — невероятно буржуазный, болезненный фильм о преступлении, возникающем в недрах бесцельной жизни, с расстановкой фигур наподобие "Слез Петры фон Кант", только с типичным французским колоритом. Даже странно, что такое произведение могло появиться в 1968ом. Начнем с открывающей сцены: роскошная, просто восхитительная женщина в мехах и шляпе шагает по мостовой и швыряет деньги к ногам бродяжки, рисующей мелками ланей, — и закончим тем, как после убийства уже другая женщина раскидывается на кровати, шепча что-то в телефон. "Лани" — это распад, эротическое напряжение, вырождающееся в бесполезное перемещение между населенными пунктами и разговоры о любви, которой не существует. Это калейдоскоп видов красивых женщин, которые находятся в неприятной, но тесной взаимозависимости. Это некое томление, похожее на жизнь курорта, полностью замирающую зимой, — когда нечем заняться, некуда пойти, есть только стопка карт и пара гнусных шутов-приятелей.

"Лани" меня впечатлили своим началом. Это был шок — все равно что узреть "Венеру в мехах". Так и должна выглядеть красивая взрослая женщина в моем представлении.





Фредерика появляется на сцене и нагло берет инициативу в свои руки. Но после открывающего шока перед неожиданной красотой Шаброль припас еще один неожиданный ход — Фредерика поразительно глупа. Она не разбирается в искусстве, что было бы неплохо, если бы она это не скрывала, но дела обстоят гораздо хуже — она хотела бы казаться сведущей, но кажется нелепой. Соединение властной красоты — и полной интеллектуальной беспомощности, суровой манерности голоса — с абсолютным отсутствием наполнения, блистательной позой — и мелочностью действительно шокируют. Фредерика забирает с собой бродяжку-художницу, трахает ее и увозит в поместье, к двум шутам-гомосексуалистам, таким же глупым, но только гораздо более крикливым, чем она. Бродяжка скрывает свое имя, называя себя Вай (Why?), и живет с Фредерикой, выполняя ее поручения. Кажется, женщины вполне удовлетворены друг другом, хотя это именно связь, а не любовь. Но вскоре на условной "вилле" появляется архитектор в исполнении Третиньяна — и скука превращается в болезненную вибрацию.

Было бы легко построить свои рассуждения на контрасте между бездуховной богатой дамой, тратящей свои деньги на развлечения и маски из Мозамбика, и попавшей в рабство Вай, но это было бы совершенно неверно. Вай, хотя и принадлежит к простым людям, ничуть не менее пуста, чем Фредерика, пусть причины этому и другие. Вай столько раз оставалась в разных чуждых местах за еду или ночлег, что перестала воспринимать такие взаимоотношения и секс всерьез. Она точно такой же плывущий по течению объект, как и Фредерика. Захватив жертву, Фредерика расслабляется и лениво повелевает. Добравшись до места, Вай продолжает подчиняться по инерции, пока не находит более интересный объект. Возможно, в таком раскладе есть и что-то биографическое — по-моему, Шаброль был женат на богатой даме, которая помогала финансировать его фильмы. Так это или нет, я не вижу женщин как полюса. Они обе оказались заложницами бесконечной скуки. Но в отличие от женщин Гринуэя из "Отсчета утопленников", Фредерика и Вай вступают в замаскированную светской болтовней конфронтацию, что делает их еще более отталкивающими.





За счет образа Фредерики Шаброль рисует запоминающуюся картину женской подлости. Идеальной иллюстрацией является просьба Вай положить ей в кофе полтора куска сахара. Пытаясь разломить кусок, Фредерика терпит неудачу — и кидает все два, принося чашку без малейшего сожаления. Это не какая-то огромная поражающая подлость, а хитрое и неприятное змеиное подползание, гадкие поступки, маскирующиеся многословием и вопросами "Но ты ведь не сердишься, правда?". Вай влюбляется в Поля и отдается ему в первый же день знакомства. Фредерике это не нравится — и она соблазняет Поля своими деньгами и своими манерами, заимствуя, присваивая любовь Вай. Это присвоение с последующим опошлением изначальных чувств ("ну, у тебя же это было несерьезно, а у меня...") выглядит крайне неприятно. Впрочем, если привязанность Фредерики недоделанная, какая-то неполная, то и чувства Вай столь же деформированы. Желание преодолеть чужую власть над собой смешиваются с жаждой быть с другими и порождают поистине чудовищный гибрид. "Лани" — это болото, трясина, пустота.

(18.09.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: