Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Гардемарины, вперед! (1987)


Гардемарины, вперед!
Средняя оценка: оценка: 4
1987. СССР. 290 минут.
Жанр: исторический / приключенческий / телевизионный / сериал.

Режиссер: Светлана Дружинина.
Сценарий: Светлана Дружинина, Юрий Нагибин, Нина Соротокина,
Оператор: Виктор Шейнин,
Композитор: Виктор Лебедев.

В главных ролях: Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян, Владимир Шевельков.
В ролях: Александр Абдулов, Татьяна Лютаева, Михаил Боярский, Евгений Евстигнеев, Владислав Стржельчик, Ольга Машная, Иннокентий Смоктуновский, Виктор Павлов, Валерий Афанасьев, Владимир Стеклов, Александр Пашутин, Елена Цыплакова, Игорь Ясулович.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Рецензия на фильм "Гардемарины, вперед!"

Гардемарины, вперед! оценка: 4

Это был последний хитовый советский телефильм. После "Гардемаринов, вперед!" началась новая эпоха – эпоха перестроечного кино с их "Маленькими Верами", "Меня зовут Арлекинами", кроме того, пышно расползлись грибницы видеосалонов, являя изумленному советскому зрителю всю голливудскую мощь, — и вот случилось так, что фильмы "плаща и шпаги", да или просто костюмные приключенческие фильмы, сделанные простовато, да еще и подобно индийским фильмам – с поющими героями, ушли вместе с СССР в прошлое. Через четыре года после выхода "Гардемарины, вперед!" Светлана Дружинина снимет "Виват, гардемарины", еще через пару лет – "Гардемарины-3", но вы сами помните, что эти сиквелы, сделанные специально для кино, не пользовались никаким успехом, хотя, казалось бы, воспоминания зрителя были еще свежи… Свежи-то свежи, но поменялось всё, в том числе и синематографические пристрастия публики, которой, естественно, захотелось чего-то другого и на более высоком уровне, но, по большому счету, было ей, этой публике, тогда совсем не до кино. И вот итог: никогда более фильмы на историческую тему не будут популярны так, как были популярны в СССР, когда у них не было особой конкуренции – тем более, со стороны запада, технически шагнувшего далеко вперед: тут и железный занавес, и малое количество копий для редких залетных пташек. Да и то сказать, чувствуется в сиквелах "Гардемаринов" какой-то надлом, какая-то растерянность, а может, и потерянность, — авторы забрались на lost highway, вышли из автомобиля, машут руками, ничего не понимают, пытаются привлечь внимание – но пусто на шоссе.

Тем не менее, оригинал, то бишь, "Гардемарины, вперед!", обладают свежестью, да и недурным сюжетом – вполне в духе Дюма, однако ж на российской почве. Кстати, с комедийно-приключенческим фарсом Юнгвальда-Хилькевича "Д’Артаньян и три мушкетера" фильм Дружининой объединяет многое. Три героя-закадычных друга, хотя и без наглого гасконца (цыгана, малоросса, татарина?), песни Виктора Лебедева и Юрия Ряшенцева (у меня, кстати, скачан саундтрек и иногда я его слушаю; там, например, помимо обычных лирических песен о любви и дружбе, есть песня о дороге, иначе говоря, воспевается вневременной российский символ – хреновые дороги), наконец, в этот фильм "плаща и шпаги" вновь пролезает Михаил Боярский в прежней своей ипостаси – бабника, впрочем, постаревшего, состоящего на службе у французского короля.

Дружинина делает удачный ход – омолаживает своих героев, и тем самым компенсирует отсутствие Д’Артаньяна. Целых три молодых романтика, жаждущих приключений, мечтающих о славе – для себя и для Отчизны. Каждый неплохо дерется на шпагах и умеет петь. Кроме того, Дружинина избегает фарсовости и театрализованного гротеска, поэтому ее фильм более убедителен и романтичен, чем фильм Юнгвальда-Хилькевича.

А вот и отличия от сюжета Дюма. Наши гардемарины как бы находятся в оппозиции государственной системе, они преступают закон и бегут из школы гардемаринов, чтобы жить, руководствуясь своими представлениями о чести и "правильной" службе Родине. Даже спустя 60 лет после Октябрьской революции жив еще на экранах телевизоров р-р-революционный дух! Кроме того, у России, как обычно, находится внешний враг – на этот раз Франция. Интрига уже не салонная, как у Дюма, с подвесками королевы, хотя и здесь не обходится без женщины.

Россия – мрачная страна. На гардемарина Белова обращает внимание кагэбэ. На фоне перестроечных разоблачений, популярности романов Пикуля, публикаций Солженицына и т.п., такой сюжетный ход придал фильму актуальности.

Фильм выглядит удачной адаптацией текста Дюма. Всё – то же самое: шпаги, лошади, интриги, женщины, монастыри, маскарады, но разве ж сравнится скудная французская природа с русскими просторами? Фильм вполне отвечает духу петровского и послепетровского времени: банные традиции, бездорожье, кабачные драки, и в то же время, среди всякой там лапотности, — иностранное слово "гардемарин", а в руке у гардемарина – шпага, и покрой одежды – импортный. И на этих вот (по стилю — западных, но по духу – русских) прогрессивных гардемаринов и возлагает надежды родина. Единственный минус: уж больно наши киношные гардемарины сухопутны…

"Гардемаринов, вперед!" приятно пересматривать с похмела, но обязательно по телевизору – для пущей "аутентичности". Какого-нибудь 1-го января или 2-го мая, по какому-нибудь из второстепенных каналов. В те дни студийный народ разбредается похмеляться и спать, оставив у пульта жалкого новобранца, – и тот знай себе заряжает серию за серией…

(12.10.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: