Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Стреляйте в пианиста / Tirez sur le pianiste (1960)


Стреляйте в пианиста
Средняя оценка: оценка: 5
1960. Франция. 92 минуты.
Жанр: драма / криминальный / нуар.

Режиссер: Франсуа Трюффо.
Сценарий: Франсуа Трюффо и Марсель Мусси по роману Дэвида Гудиса,
оператор: Рауль Кутар,
композитор: Жорж Делерю.

В главных ролях: Шарль Азнавур, Мари Дюбуа.
В ролях: Николь Бергер, Мишель Мерсье.

Версия для печати

Купить лицензионный диск на Ozon.ru.


Александр Руденко: Судьба лабуха

Стреляйте в пианиста оценка: 5

После невероятного успеха дебютного, во многом автобиографичного фильма "400 ударов", Франсуа Трюффо, решил отдать дань уважения американскому гангстерскому кино, известному среди ценителей как "нуар". Этим, впоследствии, баловались его корефан по журналистским временам и купанию в ледяной луже (на съемках одного из фильмов Хичкока) Клод Шаброль и главный киноэкспериментатор всех-времен-и-народов Жан-Люк Годар (а позднее Клеман, Беннекс и прочие французские кинорежи). Возможно, этот стиль и известен среди тех, кто в курсе дела как "нуар" (что значит "черный", по-французски), поскольку "вторую жизнь" в "черные детективы" вдохнули вышеупомянутые французы. И не только в кино, но и в литературе — вспомним Виана/Салливана.

За основу Трюффо взял роман Дэвида Гудиса. Литисточник имел невразумительное название “Down There”, каковое так и подмывает литературно перевести "В глубокой жопе". После того, как фильм нашумел, сей роман Гудиса издавался уже под более удачным названием "Стреляйте в пианиста", прикольно обыгрывающем всем известные таблички, красовавшиеся в салунах Дикого Запада. Дэвид Гудис — детективщэг-нуарщэг из плеяды классических, как то: Чандлер, Хэммет, Кейн, Томпсон, Маклин… По его романам снимали и до Трюффо и дотеперь. Американцы и французы — в равной пропорции. Впрочем, строгие "блюстители нуара", видимо, этот фильм за таковой не держат. Во всяком случае, в Топ 50 лучших нуаров по версии ай-эм ди-би-л (IMDB) он не вошел, несмотря на высокую оценку, затмевающую многие вошедшие в списочег фильмы. Может так вышло из-за какой-то хуйни, нюанса… Типа, главный герой нифига не расследует, при том что присутствуют все остальные необходимые ингридиенты — одинокий мужик, роковая женщина, бандито-гангстерито, плащи-и-шляпы, ч/б… Но скорее всего засада в том, что французы относятся к жанру несерьезно… Они, видите ли, решают свои художественные и даже гуманистические, блять, задачи, вместо того, чтобы тупо следовать бесхитростным канонам жанра. Вот итальянцы, к примеру, снимали "спагетти-вестерны", превосходившие оригиналы… Арджентно-бавно джиалили на англо-саксонские саспенсы/триллеры… А французы всласть поизмывались над американской чернухой, протрюффолив её, изгодарив, и нашабролив с хуё-моё.
Первым делом — пианино
На роль пианиста Трюффо пригласил известного шансонье Шарля Азнавура. Он играет бывшего музгения, имевшего громкий успех, но ввиду каких-то свойственных творческим людям псих(олог)ических проблем, скатившемуся в глубокую down there. И вот он, виртуоз, ненароком доведший жену — которая сдуру его Подняла, — до самоубийства, становицца лабухом и под псевдонимом играет в каком-то вонючем кабаке на пианинах. Играет, ясный-красный, незатейливый шансончег. Кстати, на роль того, кто шантра-па, Трюффо пригласил реального кабацкого певца — вы его увидите в сцене, когда герой Азнавура спасает брата от бандито-гангстерито. Просто отпад, как он с отмороженной репой поет на французском какую-то американскую песенку.

В общем, я здеся не буду про фабулу и сюжет. Это ж не изложение я пишу. Это вы сами посмотрите, а кто читал Гудиса, сравните и сопоставите. Опять же я не собираюсь тут привселюдно восхищацца тем, как тонко Трюффо использовал киноgenre и всякие свойственные ему клише, для того, чтоб вскрыть душу жутко рефлексирующей творческой личности, на которую по жизни валяцца, сцуко, и валяцца всякие неприятности и хрен разберешься кто/что тому виной — он сам или судьба такая, збіг (як то в нас кажуть) обставин… Это надо видеть. Отмечу лишь, что — тара! тара! — фильм просто обязаны посмотреть любители Тарантино, которые отчего-то не знают откуда в его подражаемом стиле взялись "инфантильные гангстеры" и "тарантиновские диалоги". Ну, а насчет "тарантиновского хрономонтажа", я еще, даст бог, отрецаю здесь кубриковское "Убийство", которое, кстати, в Топ 50 нуаров числится в первой грядке.
Один в шляпе, другой в кепке
Да, кстати, любителей "бандиццкого реализма в кино" от финальной развязки может пробить на хи-хи. Там все донельзя условно, однако неспроста, ибо Трюффо для решения своих гуманитарно-художественных задач все-таки выбрал форму не просто нуара, а, скажем так, "нуара категории Б", второсортных гангстерских мелодрам. Именно поэтому гангстеры так — спойлер! спойлер! — а находящиеся в осаде — спойлер! спойлер! — а роковая женщина так — спойлер! спойлер!
Ладно, пора закругляцца. Вот еще что... Не пропустите момент, когда один из бандюков клянется мальчику жизнью своей матери. Наверняка напомнит вам всякие абсурдистские комедии цукеров-абрахамсов и всяческие мультеги.

(12.02.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: