Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Аккаттоне / Accattone (1961)


Аккаттоне
Средняя оценка: оценка: 5
1961. Италия. 120 минут.
Жанр: драма.

Режиссер: Пьер Паоло Пазолини.
Сценарий: Пьер Паоло Пазолини (дополнительные диалоги — Серджо Читти),
Оператор: Тонино Делли Колли,
Использована музыка Иоганна Себастьяна Баха.

В главных ролях: Франко Читти.
В ролях: Франка Пасут, Сильвана Корсини, Паола Гвиди, Адриана Асти, Лучано Конти, Лучано Гонини, Ренато Капонья.

Интересные факты о фильме:

Первый итальянский фильм, получивший рейтинг VM18. До появления "Аккаттоне" такого рейтинга попросту не существовало.

На премьеру фильма в Риме заявилась неонацисткая группировка "Nuova Europe", атаковала публику и устраивала акты вандализма в кинотеатре.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Дебют Пазолини

Аккаттоне оценка: 5

Есть два режиссера-классика, мое знакомство с которыми по чистой случайности (по телевизору показали – вот и увидел) состоялось с их дебютов. Первый – Пьер Паоло Пазолини, второй – Жан-Люк Годар.

"Аккаттоне" я посмотрел еще в школе и был заворожен как самой историей, так и ее антуражом: окраинами Рима, колоритными людьми "дна", которые промышляют кто во что горазд – кто воровством, кто сутенерством, кто тяжелейшей черной работой. Фильм наполнен солнцем и цинизмом, острыми шутками, хлесткими диалогами и неблаговидными поступками. Главный герой картины – сутенер Аккаттоне. Человек, который не может работать, физически к этому неприспособлен. Для Аккаттоне наступают тяжелые дни, когда его баба попадает на год в тюрьму за лжепоказания. В отличие от классических фильмов неореализма, Пазолини не стремится расставить акценты в своем фильме в пользу "простого человека". Но при этом он испытывает искреннее сочувствие к своему герою, который на протяжении всего фильма совершает чудовищные поступки (например, тайком стаскивает с шеи своего малолетнего сына, которого сам же и бросил на попечение матери в соседнем квартале, цепочку с крестиком, чтобы продать ее и купить на вырученные деньги туфли для невинной девушки, которая ему доверилась и которая не подозревает, что он намерен превратить ее в шлюху). Пазолини оставляет за героем человечность. Аккаттоне все-таки способен любить. Словно предчувствуя недоброе, он изо всех сил противится этому чувству, но разве может человек совладать с любовью, самым сильным, самым спасительным чувством как на грешной земле, так и на небе? Любовь побеждает здравый смысл и… сводит Аккаттоне в гроб. Поистине шекспировская драма. Трудно быть человеком, трудно любить, обитая на дне.

Фильм занимает промежуточное место между классикой неореализма и анти-неореалистической жестокой сатирой Этторе Сколы "Отвратительные, грязные, злые". "Аккаттоне" был прекрасен еще на уровне сценария (мне доводилось его читать), так что даже если бы по какому-то дьявольскому наваждению Пьеру Паоло Пазолини и его ассистенту Бернардо Бертолуччи захотелось бы снять плохой фильм, то им бы это не удалось. Но им этого явно не хотелось.

Так что — masterpiece! Ну и, конечно, Франко Читти в роли Аккаттоне – это настоящее открытие.

Теперь о лирике. Фильм "Аккаттоне" особенно должен близок тем, чье, детство, отрочество или юность прошли в спальных районах на окраинах города, в конце 80-х или 90-х, среди новостроек, перемежаемых зелеными полосами аллей или пыльных газонов, среди больших и пустых пространств, неизменно упирающихся в строительные площадки с навалами песка и щебня, с торчащими из котлованов сваями и бездеятельными строительными кранами. Это ощущение застывшей во времени стройки и открытого пространства, замершего в полупозиции, пронизывает фильм насквозь. То же самое ощущение производит фильм Микеланджело Антониони "Затмение". Глядучи эти фильмы, все-таки охватывает легкое подобие зависти: счастливые римляне! Они ходят под пальмами, им неведома зима, во время коей замороженные строительные площадки превращаются в самое унылое и печальное зрелище на свете.

Добавлю также, что темный, пыльный, инертный, но при этом остроумный и даже начитанный(!) Аккаттоне, находясь на фоне новостроек, выглядит архаическим пережитком прошлого. Все идет к тому, что он должен перестать коптить это небо! За счет одного только видеоряда этот фильм в моем воображении вступает в странную перекличку с советской кинокартиной "Мне двадцать лет", — да и, кстати говоря, рефлексия Аккаттоне по своему накалу ничем не уступает рефлексии героев фильма Хуциева...

(08.12.2010)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: