Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Будучи там / Being There (1979)


Будучи там
Средняя оценка: оценка: 4
1979. США. 130 минут.
Жанр: сатира / комедия.

Режиссер: Хэл Эшби.
Сценарий: Ежи Косински, Роберт С. Джонс (по роману Ежи Косинского),
Оператор: Калеб Дешанель,
Композитор: Джонни Мэндел.

В главных ролях: Ширли МакЛейн, Питер Селлерс.
В ролях: Мелвин Дуглас, Джек Уорден, Ричард А. Дайсарт, Ричард Бейсхарт.

Награды:
"Оскар" — лучший актер второго плана (М.Дуглас).
BAFTA — лучший сценарий.
National Board of Review, USA — лучший актер (П.Селлерс).
Fotogramas de Plata — лучший иностранный актер (П.Селлерс).
London Critics Circle Film Awards — специальный приз (П.Селлерс).
Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший актер второго плана (М.Дуглас).
National Society of Film Critics Awards, USA — лучший оператор.
New York Film Critics Circle Awards — лучший актер второго плана (М.Дуглас).
Гильдия сценаристов США — лучший адаптированный сценарий для комедии..

Интересные факты о фильме:

Питер Селлерс прочел роман и сразу отправил телеграмму Ежи Косинскому: "Садовник готов приступить к работе".

Питер Селлерс подражал голосу своего кумира Стэна Лорела.

Роль Рэнда предлагали Лоуренсу Оливье, и тот даже согласился, пока не прочитал сценарий. Прочтя сцену, в которой Ширли Маклейн занимается мастурбацией, он сразу отказался. Кстати, эту сцену переснимали 17 раз.

Камео Хола Эшби: бородатый мужик в телестудии.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Как ежик стал самым главным в лесу, или Эффект плацебо

Будучи там оценка: 4

Питер Селлерс играет 50-летнего садовника Чэнса. Подобно молодым героям греческого "Клыка" он провел всю свою жизнь в вишневом саду у дяди Вани в изоляции. Окном во внешний мир для него являлся телевизор. Но вот хозяин умер, дом опечатали, а садовника вышвырнули на улицу.

Чэнс – тормоз от рождения. Отсюда его потрясающая флегма. Он несведущ ни в чем, кроме садоводства. При этом он благовоспитан, поскольку провел всю жизнь в приличном доме. Кроме того, он прекрасно одет, поскольку хозяин позволял ему носить свои вещи.

Чэнс застревает перед витриной магазина, где выставлен телевизор с подключенной камерой наблюдения. Он крутится перед телевизором, отступает назад, и тут его случайно цепляет бампером паркующийся лимузин. В лимузине сидит жена влиятельного финансиста – Ив. Она предлагает Чэнсу пройти медицинское обследование у себя дома, поскольку ее престарелый и смертельно больной муж лежит в окружении сонма врачей и медсестр.

Чэнс становится лучшим другом Бена – так зовут мужа Ив, лежащего буквально на смертном одре. Чэнс выглядит чрезвычайно представительно, поэтому его фразы и рассуждения в глазах представительных людей звучат не глупо, а в высшей степени метафорично. Президент Америки – хороший друг Бена. Президент навещает больного друга, и Бен представляет ему Чэнса. Чэнс подавляет президента своими притчеобразными рассуждениями "об экономике", а кроме того, с самого начала ставит себя очень высоко: вспомнив из программы новостей репортаж о встрече двух глав государств, он забирает руки президента в свои руки, долго сжимает их и свысока, с непроницаемой улыбкой, не говоря ни слова, приветливо смотрит ему в лицо.

На следующий день, выступая по телевидению, президент использует в своей речи "знаменитую метафору" Чэнса – друга и советника Бена. И к Чэнсу приходит слава. Его приглашают на ТВ; крупнейшие периодические издания, посвященные миру финансов, пытаются взять у него интервью; кто-то советует ему написать книгу (при этом Чэнс не умеет ни писать, ни читать). После того, как сам президент сослался на Чэнса, реплики Чэнса уже не вызывают никакого недоумения, как это все-таки бывало поначалу. Каждая его фраза – суть библейское откровение, которое, главное, правильно интерпретировать.

Фильм Хэла Эшби, снятый по роману Ежи Косинского, – прекрасная иллюстрация абсурда нашего бытия, в котором гимнастки и киноартисты, абсолютно несведущие ни в чем, кроме своего ремесла, становятся депутатами госдумы, а то и губернаторами. Это фильм о бронебойной силе пиара.

Наконец, фильм является сатирой на тему "поиска черной кошки в черной комнате". Как часто в быту мы вкладываем в невинно звучащую фразу, которая доносится до нашего уха, смысл совершенно отличный от того, что хотел сказать автор. Также отчасти, сдается мне, фильм посвящен кинокритикам, обожающим искать смысл там, где его и в помине нет, и даже более того, — умеющим этот самый отсутствующий смысл находить…

Великолепный аллегорический финал фильма становится как бы "закреплением пройденного материала". Вот, говорит Эшби, мы вам рассказали поучительную историю, а теперь посмотрите финал и попробуйте его объяснить. В финале фильма показаны похороны Бена. Чэнс стоит вместе со всеми, потом ему становится скучно, он отходит к озеру, тщательно изучает веточку с распустившимися почками, потом ступает на воду, но, вопреки ожиданиям, не проваливается, а идет по воде…

(13.01.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: