Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Парад планет (1984)


Парад планет
Средняя оценка: оценка: 3.5
1984. СССР. 96 минут.
Жанр: мистика.

Режиссер: Вадим Абдрашитов.
Сценарий: Александр Миндадзе,
Оператор: Владимир Шевцик,
Композитор: Вячеслав Ганелин.

В главных ролях: Олег Борисов, Сергей Шакуров, Сергей Никоненко, Александр Пашутин, Петр Зайченко, Алексей Жарков, Борис Романов.
В ролях: Елена Майорова, Лилия Гриценко, Марина Шиманская, Анжелика Неволина.

Награды:
МКФ неореалистического кино в Авеллино — "Золотое плато"..

Версия для печати

Владимир Гордеев: Советская псевдозагробная жизнь

Парад планет оценка: 3.5

Пересмотрел "Парад планет", фильм, сильно торкнувший меня в юности своей фантасмагоричностью, которая слабо вязалась с другими советскими киноработами того (и до того) времени.

Но неожиданно впечатление оказалось прямо противоположным тому, старому впечатлению. Неожиданно у фильма оказалась прекрасная задумка и слабая реализация, тогда как раньше все выглядело с точностью до наоборот.

Итак, группу 40-летних чуваков призывают на "военные сборы" (их играют разные известные советские артисты – Олег Борисов, Сергей Шакуров и т.д.). Сюр начинается практически с первых кадров: немолодые призывники не пьют, а очень старательно, исполнительно делают свою нелепую бессмысленную работу – перегоняют танк с одного места на другое. Из-за кустов они мнимо расстреливают другие танки, выполняя поставленную перед ними задачу: срыв установки понтонного моста. Вскоре прибывает начальство, объявляет взводу благодарность. После чего приказывает вернуться в лагерь и разойтись по домам. "Как же так?" — недоумевает командир взвода. – "А как же дальнейшие боевые действия?" Начальство объясняет, что взвод накрыло мнимой ракетой. То есть, взвод мертв. И об этом было известно заранее. "То есть, вы нас специально отправили под ракетный удар?" — злится взвод. Но потом плюет на это дело и идет купаться вместе с "подорванным" ими вражеским взводом.

Вскоре мы понимаем, что обычное купание в реке, которое бывает после дневных и, возможно, праведно-патриотических трудов, в этой намеренно затяжной сцене превращено в символический обряд обмывания мертвого тела… Это даже не "мертвые хоронят своих мертвецов", а мертвые хоронят сами себя. Естественно, символически. К тому же по-русски: с шутками и прибаутками. Ну, а потом начинаются мытарства: мужикам никак не добраться до дома…

Путешествие по псевдозагробной жизни выглядит уныло. Сначала это похоже на подражание, причем очень слабое, "Городу женщин" Феллини. Герои оказываются в провинциальном городке, который населен исключительно женщинами; они даже принимают участие в дискотеке, — вообще прямая ссылка на феллиниевский фильм. Но там, где у Феллини был сюр, гротеск и брызжущий энергией балаган, у Вадима Абдрашитова – вялый, целомудренный, выродившийся соц-арт. В этих сценах мы видим отражение двусмысленной ситуации, в которой оказалось большинство советских режиссеров (не только Абдрашитов): им не хватает тонкости, чтобы суметь передать посредством синематографа таинственный ужас потустороннего мира, но в то же время не достает вседозволенности, самостоятельности, да и просто, по-видимому, шансов, чтобы быть хотя бы шокирующе эксцентричными…

Впрочем, предфинальный и довольно длинный эпизод с посещением дома престарелых, расположенном возле кладбища, выглядит впечатляюще… Вот уж что-что, а меланхоличные осенние кладбищенские сцены и бытовуху в советском кино снимать научились.

Фильм заканчивается оптимистично: наших героев выпускают из странного потустороннего мира в обыкновенную советскую реальность, потому что они хоть и умерли, да не по-настоящему.

(22.01.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: