Крутой фантастический хоррор, снятый всего за 250 000 долларов, подтверждает старую истину, что главное в кино – сюжет. А сюжет в "Тинглере" — дай боже! Нынче такие не придумывают. Винсент Прайс играет патологоанатома Уоррена, который делает потрясающее открытие: оказывается, внутри каждого человека живет свой "тинглер" – странное существо, которое питается страхом и становится материальным объектом только в тот момент, когда хозяин, на котором он паразитирует, испытывает приступ страха. Тогда тинглер облепляет его позвоночник и может даже его сломать… если только человек не обрезвредит тинглера мощным воплем. Человека убивает не страх. Человека убивает очень голодный тинглер. Как и любой храбрый естествоиспытатель, Уоррен ставит опыты на себе. Однако он уже взрослый человек и испугаться ему не так-то просто. Тогда он обращается за помощью к ЛСД: ведь бэдтрип – это нескончаемый поток страшных образов. Уоррен не выдерживает пытки страхом, орёт и спугивает тинглера.
Дальше сюжет делает великолепный кувырок: науке на помощь приходят корыстные планы случайного знакомого Уоррена – Оливера Хиггинса, владельца кинотеатра, где демонстрируются немые фильмы. Они познакомились на вскрытии: Уоррен препарировал родственника Хиггинса, казненного на электрическом стуле. Яблоко от яблони падает недалеко; криминальные наклонности проявляют себя и в Хиггинсе. Он узнаёт о предположительном существовании тинглеров и решает избавиться от своей глухонемой жены. Она-то не может кричать, поэтому перед тинглером бессильна. Уоррен делает вскрытие глухонемой жены Хиггинса и извлекает тинглера из тела. Тут-то и выясняется самое страшное: тинглер, застыв в неизменной материальной форме, бессмертен. Его ничем нельзя уничтожить. Его можно только на время парализовать криком. Теперь у героя фильма одна задача: загнать тинглера обратно в хладный труп. Однако тинглер сбегает и устраивает настоящий треш в кинозале.
Создатель "Золотой малины" Джон Уилсон включил фильм в список ста худших фильмов в истории кино, однако, на мой взгляд, он сильно погорячился. Фильм очень хорош, и он явно не относится к категории фильмов, которые "плохи настолько, что даже хороши". В фантастическом жанре нередки сюжеты о вредоносных тварях, паразитирующих на человеческих организмах. О них писал Хайнлайн, о них писал Джон Финней. Но Роб Уайт и Уильям Касл придумали самого оригинального паразита. Многие ныне здравствующие хоррормейкеры вносят "Тинглера" в списки своих любимых фильмов. Джо Данте дважды цитировал "Тинглера" в своих работах ("Гремлины-2" и "Утренник"). А в фантастическом боевике "Скрытый враг" мы и вовсе видим сплав "Тинглера" с "Кукловодами", – Джек Шоулдер делает тинглера инопланетянином.
"Тинглер" — первый фильм в истории кино, посвященный опытам с ЛСД. Надо сказать, что и сам тинглер, имеющий крайне зыбкую "материальность", — выглядит порождением психоделического опыта…