Ревью на этот фильм вовсе не приурочено к трагическим событиям в Японии (хотя, конечно, японцам можно только посочувствовать, и, была б моя воля, я бы отдал им не Курильские острова, а добротный кусок суши где-нибудь вглуби материка, – чтоб вздохнули, бедные, в кои-то веки свободно… правда, боюсь, в таком случае они перестали бы быть японцами и превратились бы во что-нибудь иное, может быть даже, во что-то гораздо менее самобытное и крутое). Нет, я скачал фильм без всякой задней мысли. Просто захотелось после "Зеленого шершня" посмотреть еще что-нибудь Мишеля Гондри. Ну и, разумеется, я не смог отказать себе в удовольствии посмотреть также новеллы, снятые Лео Караксом и Боном Чун Хо.
Концепция альманаха такова: три даровитых и оригинально мыслящих иностранца (два француза и кореец) снимают кино про Токио и японцев.
Все три новеллы весьма хороши. И все три фантастичны. Дескать, Япония – фантастическая страна, и эти события могли произойти только там.
Гондри и Каракс сняли натуральные "городские легенды". Правда, Гондри схалтурил: он ничего не выдумывал сам, а обратился к графическому роману Гэбриела Белла "Сесиль и Джордан в Нью-Йорке". В этой новелле самый интересный и самый неожиданный финальный твист, причем вовсе не абсурдный, хотя поначалу оставляет именно такое впечатление. Нет, все логично: люди, лишенные амбиций, со временем превращаются в мебель.
В середине 90-х Лео Каракс числился среди моих любимых режиссеров. Но в 1998 году он снял отстойную "Полу Х", а потом и вовсе перестал снимать… и я о нем забыл. Одним словом, спасибо "Токио!" за новую встречу. Его новелла называется "Дерьмо". Любимый актер Каракса Денни Лаван играет "тварь из токийского коллектора" по имени Дерьмо. Фильм открывает долгий план: Дерьмо вылазит из люка, идет по чистеньким улицам, шокирует горожан, вырывает деньги и хризантемы и пожирает их, одновременно затягиваясь папиросой. Полиция отлавливает возмутителя спокойствия. Начинается судебный процесс. Только три человека на планете понимают язык Твари из коллектора. Выясняется, что Дерьмо ненавидит людей, а особенно – японцев. За преступления против общественности Дерьмо решают казнить. Что будет дальше, думаю, объяснять не нужно. Ну, типа, ясно: "говно не тонет"… Новелла Каракса — это довольно остроумная пародия на бесконечный сериал про годзиллу и других тварей, порожденных радиацией, которые каждый раз умирают, а потом, в очередной серии, возрождаются.
В отличие от Каракса, Бон Чун Хо только недавно попал в топ режиссеров, за чьим творчеством я слежу особенно внимательно. "Сотрясающийся Токио" — фильм про хикикомори, японских социопатов-затворников. Герой фильма прожил десять лет в изоляции. По субботам он заказывает пиццу. Однажды, во время визита девушки-развозчицы пиццы, происходит легкое землетрясение, и девушка падает в обморок. Чувак замечает на ней странные татуировки в виде кнопок… Избегну искушения раскрыть финальный твист. Скажу лишь, что фильм Бона Чун Хо – это уже не "городская легенда", а нечто глобально-апокалиптическое, со смешной моралью, достойной Капитана Очевидности: нельзя быть завторником в стране, где часты землетрясения. В плане сюжета новелла корейца уступает двум другим новеллам, но зато в ней больше оригинальных режиссерских решений и самая красивая и точная операторская работа.