Владимир Гордеев:
Не стесняйтесь почем зря выходить в астрал: встретите там нирвану, скажете "здрасте, мол, очень приятно!"
В начале 70-х годов коммерчески успешный (даже более, чем успешный) фильм ужасов "Экорцист" / "Изгоняющий дьявола" полностью изменил парадигму жанра "хоррор". Главным героем хоррора стала маленькая девочка, чья мать безуспешно билась над ее безумием, прежде чем обратилась за помощью к католическим священникам... Это привело к тому, что киноэкран 70-х просто-таки наводнили дети самых разных возрастов с бесами внутри.
В начале 80-х Стивен Спилберг и Тоуб Хупер сняли фильм "Полтергейст", который задал новый коммерческий тон ответвлению жанра, называемому "haunted house filmes" (фильмы о "доме с привидениями"). Героями "Полтергейста" стала уже полноценная семья (как мы помним, в "Экзорцисте" семья не была полноценной – отсутствовал отец). Голливуд, как фабрика грез – ключевым здесь является слово "фабрика" — существует для того, чтобы производить товар, который будут охотно покупать. Стивен Спилберг, примерный семьянин и примерный продюсер, прекрасно знает, что лучше всего продаются семейные ценности.
Вспомните старые фильмы ужасов! Главной героиней старинных хорроров, как правило, выступала какая-нибудь невинная девушка. Продюсеры думали, что ее беззащитность растрогает зрителя, а также, вероятно, пробудит в нем какое-то подобие вожделения. Какие примитивные и убогие воззрения… Спилберг первым раскусил орешек коммерческой тайны: если в фильме есть Зло, то оно должно нести угрозу всей семье, ведь Голливуд производит так называемое "семейное кино".
Теперь вспомните любой современный фильм ужасов. Там всегда имеется в наличие семья (неполноценная/полноценная – словом, любая, разве что не хватает семьи пидарасов), или, накрайняк, присутствует влюбленная парочка.
Однако "Астрал" выглядит именно римейком (очень дешевым – бюджет фильма составил 1 млн долларов) конкретно "Полтергейста". Во всяком случае, сюжет повторяется один в один: обыкновенная добропорядочная семья из папы, мамы и n-ного кол-ва детей живет в доме с привидениями. Потом привидение похищает ребенка. Для того, чтобы спасти ребенка, отец отправляется в потусторонний мир.
Кстати, удручающая бюджетность фильма выражена еще и в том, что по ходу сюжета постоянно идет "документально подтвержденный" (рисунками мальчика) треп о том, что астральное тело умеет летать… но герой фильма, вышедший в астрал в финале фильма, вместо того, чтобы взлететь, начинает уныло бродить с фонариком по темным комнатам :( такой облом :)
Ко счастью, фильм ужасов является одним из тех редких жанров, от которых не ждешь оригинальности. "Ты меня напугай!", — вот единственное требование. Режиссер Джеймс Ван, который отснял три первые серии "Пилы" и наконец-то удосужился сменить "пиластинку", умело пользуется наработками маститых авторов и снимает скромный, напрочь лишенный оригинальности, но достаточно впечатляющий мистический хоррор, в котором своевременно (и очень оглушительно) хлопают двери, звучит резкий музон, а сына и главу семейства преследуют злобные души из потустороннего мира, чтобы завладеть их телами. _____________________ В названии рецензии использована строчка из песни Майка Науменко "Песня гуру".