Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Фильм / Film (1965)


Фильм
Средняя оценка: оценка: 4
1965. США. 20 минут.
Жанр: драма / сюрреализм-авангард.

Режиссер: Алан Шнейдер.
Сценарий: Сэмюэл Беккет,
Оператор: Борис Кауфман,
Монтаж: Сидни Майерс,
Художник:Берр Шмидт.

В главных ролях: Бастер Китон.
В ролях: Нелл Харрисон, Джеймс Карен, Сьюзен Рид.

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Аутентичный Беккет // Esse est percipi

Фильм оценка: 4

Почитал панегирик Вовы Бастеру Китону и вспомнил один из самых примечательных фильмов в истории синематографа, описания которого по какому-то недоразумению на "Экранке" все еще нет (на момент прочтения сего отзыва, читатель, уже есть, ты его читаешь; беспристрастному критику полагается быть честным). Фильм великого генезиса.

Примечателен этот фильм (который так и называется: Film) по нескольким причинам.

Первая. Это единственный film, снятый по сценарию (и при участии) самого Беккета. Остальное – экранизации пьес. Более того, film снят режиссером, много лет работавшим с Беккетом и ставившим его традиционные пьесы.

Сценарий очень беккетовский, это, можно сказать, такой канонический Беккет. Главный герой одержим навязчивым неврозом, он никому не показывает своего лица. Кроме невроза, присутствует какая-то тайна, из-за которой все, кто его встречает (кажется, не видя лица), испытывают УЖАС. И, в общем, весь film — это перечисление действий главного героя, прием, вообще очень характерный для Беккета, но достигший, кажется, вершины в романе ‘Watt’. Беккета вообще очень легко экранизировать — отчасти потому, что, как я только что сказал, там много хоть и бессмысленного, но экшна, а отчасти потому, что, как я сказал почти три года назад (и тогда уже удивлялся, что его не экранизируют) — что он оставляет много незаполненных валентностей. (Подробнее об этом и о связи Беккета со Стерном см. в рецрец. на фильмы "Счастливые дни" (ссылка выше) и "Тристрам Шэнди: История о петушке и бычке").

Вторая причина, по какой примечателен film — это Бастер Китон (кит он!). Наверно, уже понятно, что именно он сыграл главную роль человека, который никому не показывает своего лица. Да, еще важно, что фильм немой, вообще без озвучки. Немота фильма, помноженная на отсутствие лица, paradoxically, дает нам зримое подтверждение того, что а) Китон великий актер; б) его величие достигается пластикой тела, а не гримасами. Кроме того, это дает нам такое ценное наблюдение: зачастую лицо актера слишком отвлекает на себя внимание, надо понимать, что актер играет не только лицом. Или не наблюдение, а урок.

Талант Китона дополнительно подчеркивается коротким метром film’а.

Красиво было бы сказать, что Китон — это Беккет кинематографа. Но я слишком мало видел с ним фильмов. Поэтому ограничусь высказанными красивыми словами только в приложении к данной конкретной картине.

Шутки в сторону, очень заметно, что Китон is very close to Беккет. Беккет очень ценил Китона и в свое время предлагал ему сыграть Эстрагона в "В ожидании Годо", но Китон, тогда еще молодой и глупый (шестидесяти еще, наверно, не было), отказался. Зато, когда повзрослел, не отказался сыграть в film’е. Ради съемок Беккет единственный раз приехал в Нью-Йорк (и уехал сразу после съемок). Китон предложил по крайней мере один комический Беккет-стайл трюк, наполненный таким же бессмысленным действием. Это трюк, в котором главный герой выставляет из комнату котенка, в это время туда забегает щенок, выставляет из комнаты щенка, в это время туда забегает котенок, и так несколько раз. Сличи с трюком со шляпами в "В ожидании Годо".

Третья причина примечательности — Борис Кауфман, американский брат Дзиги Вертова и Михаила Кауфмана, обладатель "Оскара" за фильм "В порту", оператор Сидни Люмета и Элиа Казана. Работа камерой тут, надо сказать, вполне феноменальна. По сценарию камера является незримым участником сюжета.

И вот три гения собрались вместе и сделали film. Его можно с легкостью интерпретировать как угодно, из уважения к читателю интерпретации, конечно, оставлю при себе. Замечу только, что любым поступкам сумасшедших также можно придать любую интерпретацию, и все это будет глубоко и осмысленно, потому что сумасшедшие оставляют незаполненные валентности. Вот еще одна связь между безумием и Беккетом, и еще один секрет его метода.

В плохих фильмах — высосанная из пальца неправдоподобная история. Когда-то было известно самое горькое существо — бензоат какой-то. Потом получили вещество еще горьче — добавив в него немного глюкозы. Так и тут, так и тут — попытки "исправить" изначально неправдоподобный фильм только подчеркивают его неправдоподобность.

В film’е Беккета — голая конструкция, (буквально) голые стены, минимализм во всем, фильм изначально условен и оттого сразу настраивает на правильное восприятие.

В общем, для меня это несомненный маст си. Посмотреть в интернетах можно здесь (18-минутная версия; на IMDB пишут про 20- и даже 26-минутные версии. В 26-минутную версию я не верю, а насчет 20-минутной не думаю, что в пропавших двух минутах есть какое-то просветление).

(30.05.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: