Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Уважаемый старший брат / Брат, дорогой брат / Onii-sama E.../Brother Dear Brother (1991)


Уважаемый старший брат / Брат, дорогой брат
Средняя оценка: оценка: 3.5
1991. . 39 серий по 26 минут.
Жанр: драма / мелодрама / аниме.

Режиссер: Осаму Дедзаки.
Сценарий: Хидео Такаяшики, Томоко Конпару на основе маги Риоко Икеда ,
Композитор:Кентаро Ханеда.



Интересные факты о фильме:

- показывался на итальянском и французском тв, но был забанен из-за шокирующего содержания двадцать шестого эпизода;

- расклады зачастую очень схожи с теми, что позже можно увидеть в Revolutionary Girl Utena. Дело в том, что аниме основано на манге Риоко Икеда, перу которой принадлежит также и "Версальская роза", служившая источником вдохновения для создателей "Утены".

Версия для печати

Мор: В центре треугольника

Уважаемый старший брат / Брат, дорогой брат оценка: 3.5

"Молодая девушка поступает учиться в высшую школу Сейран, где царит атмосфера дедовщины, унижений и "лесбиянства", поэтому единственное, что ее поддерживает, — это письма к несуществующему старшему брату". Кто-то написал: "Старший брат"! (все встают и снимают шляпы)." Если бы сериал завершился серии на 26 вместо 39, то я бы не только сняла шляпу, но и поклонилась в пояс. Если говорить кратко, то это прабабушка "Утены", где сдержанность и аристократичность сталкивается с порочными женскими страстями, а поддерживает все классическая музыка, скрипка и фортепиано. Здесь нет экшна как такового, нет побочной боевой или магической составляющей, — только взаимоотношения. И, как для любой прабабушки, для сериала характерна гораздо большая сжатость и некстати проступившее к концу морализаторство. Это школьная драма, драма взросления, где главные бури происходят внутри персонажей, а не снаружи, где вокруг царит подлость, а невинности придется претерпеть муки. И главная героиня — не главная героиня вовсе, а лишь проводник, устами которого рассказываются истории действительно интригующих женщин. К сожалению, "мыльная" составляющая уничтожила концовку, которая, к тому же, развивалась уже без одной из главных личностей, а реверансы маркизу де Саду так и остались небольшим книксеном. Но кое-что меня нешуточно вставило.





История, рассказанная в "Onii-sama E...", — это столкновение Мисоно Нанако с чувствами, которых она не понимает, со страстями, которые ей чужды, но любопытны, с людьми, ведомыми тайной и мучительной любовью, которую она не может понять до тех пор, пока не вовлекается в этот водоворот сама. Мисоно Нанако — это как раз та Золушка, которую заметит не только принц, но и все ключевые персоны школы Сейран, она наивна до предела и чиста, а потому к ней влечет тех, кому, казалось бы, должно быть совершенно наплевать на какую-то девчонку. Тихая отличница, привыкшая раздумывать над последствиями каждого из своих действий, чему способствует эпистолярный жанр. Стандарт, в общем-то, для аниме. Неудивительно, что когда такая искренняя и зашкаливающе милая девочка предлагает уезжающему учителю быть ее братом и читать письма, которые она будет отправлять, он соглашается. А писать есть о чем — Нанако поступила в школу Сейран, а там многое для Мисоно весьма... непривычно.



В "Дорогом брате" есть сцены напряженные и страшные. Создается ощущение, что Нанако попала на сеанс извращенного футбола, где ее, словно добрую, но глупую куклу, перебрасывают от одного персонажа к другому, а ей остается только переживать и пытаться осознать, что происходит. Ассоциация кавайной Мисоно с куклой достигает своего апогея, когда одна из старшеклассниц называет ее в бреду "Моя милая куколка", сравнивая с той, что стоит на полке. Прикоснуться к живущим в школе Сейран — это как прикоснуться к букету роз. Они ослепительно красивы, но почти у каждой из них есть чертовски острые и неприятные шипы. Например, возьмем разговор с Марико, набивающейся Нанако в друзья. Похожая на Алису, черноволосая и яркая Марико, во всем подражающая членам Женского Общества, является отражением происходящего здесь. "Старшим сестрам нравятся алые губы, — многозначительно произносит она, покусывая губу. — Может, тебе тоже стоит попробовать?". А вокруг — никого, пустая лестница и тени. Преставляешь себя на месте невинной девушки, не понимающей, о чем вообще речь, но ощущающей смутную нависшую угрозу, — и аж дрожь пробирает. Сцена истерики Марико, желающей оставить Нанако у себя дома, эти крики, этот вопль, сияющие глаза, сжатые кулаки, фигура, ставшая у двери, — все это заставляет Нанако бежать, сломя голову. Дальше — больше. Девушку ни с того, ни с сего принимают в престижное Женское Сообщество, где вращаются дети богатых и известных, и вся школа накидывается на удачливую "темную лошадку". Порезанная спортивная форма, пощечины на заднем дворе и прочие атрибуты травли прилагаются.





Но праздник был бы неполон, если бы картина мытарств бедной и честной Нанако не была подчеркнута блеском и тайной остальных персонажей. Здесь таких, the magnificent ones, трое. С первой из них, Сен-Жюст, девочка незамедлительно сталкивается в автобусе и оказывается завороженной аристократичной и одетой как мужчина старшеклассницей, которая так прекрасно курит, так презрительно бледна и так хрустально смеется. На самом деле красотку, которую легко выдать за парня из яоя (найди десять отличий), зовут Асака Реи, хоть она и носит имя французского революционера; блистательная Сен-Жюст, поедающая горстями транквилизаторы, — гвоздь сезона. Следующая звезда школы Сейран — это Принц Каору (персонаж "Гэндзи-моногатари") или Орихара Каору, баскетболистка и чуждая разных интриг девушка, чьи доброта, сильный характер и спортивные достижения привлекли к ней целую толпу группи. Ну и, конечно, нельзя обойтись без Ичиномии Фукико, рыжеволосой мегеры, чья красота равна ее коварству. Особенно хорошо ее вес подчеркивает музыкальная тема и шлейф подчиненных, молчаливо следующих за своей королевой. Всех троих связывают запутанные отношения, в центре которых совершенно случайно оказывается безнадежно наивная Нанако.



Периодически сериал удивляет психологической жестокостью и обнаженностью первых юношеских переживаний. Есть там, к примеру, момент, когда Сен-Жюст курит, лежа под деревом, затем тушит сигарету о железную шкатулку-пудреницу. "Какая красивая", — говорит Нанако. "Мне подарила ее одна из новичков, попросила складывать туда окурки". "Зачем? Зачем ей это понадобилось?". "Эти плохие девчонки хотят докурить мои сигареты", — усмехается Сен-Жюст. Дальше следует совершенно душераздирающая сцена, в которой Нанако слетает с катушек и умоляет отдать эту сигарету ей. Или, к примеру, садомазохистская связь между Сен-Жюст и Фукико, в которой нет места посторонним. Судьба Реи вообще вызывает массу эмоций — от раздражения до восхищения. Именно таким, нежным, откровенным девчонкам вроде Нанако могут поверять свои тайны развратные девы, но как бы ей ни хотелось постичь их мир, ей это не дано. В идеале "Onii-sama E..." мог бы быть блестящей историей наподобие "Зубной феи" — о взрослении, о том, что очень важно, но проходит и исчезает в прошлом, на что повлиять невозможно. Но идеальное соотношение начала сериала пало жертвой концовки, где мера не соблюдалась совершенно. Отдельный плюс — это музыка. Музыка столь же холодна, сколь глаза страшеклассниц во время пикировок, это страсть, но страсть сдерживаемая. И словесные дуэли, дуэли глаз, розы в зубах, звук пощечин, громкие крики. )


Ну а теперь несколько слов о персонажах.
Женским Обществом управляет Ичиномия Фукико, она же — Мийа-сама, рыжая Афродита с характером Медузы-горгоны и коллекцией кукол, которой не постыдился бы доктор Мураки. Богатая, гордая садистка, превосходно себя контролирующая. Она окружена последователями и ее слово — закон. В сериале несколько раз подчеркивается ее доминирующее положение — и музыкальной темой, и хлыстом в ее руке. Ее мотивация долгое время остается скрытой, но несмотря на традиционное для таких аниме раскрытие внутренней трагедии каждого из персонажей, после которой мы должны посочувствовать злодеям, на меня этот прием не подействовал. Женщина-тиран. Очень неприятная особа, молящаяся идолу гордости. Скрипачка, пианистка, хозяйка, чьи прихоти должны выполняться незамедлительно.







Сен-Жюст или Асака Реи.
Она является неким полюсом Фукико. Мийа-сама в первую очередь женственна, Реи выглядит как тонкий и аристократичный юноша. Огромным достоинством Сен-Жюст является ее голос. Не надменный, не томный, неоднозначный. У нее одинаково хорошо получается быть холодной — и в то же время заразительно смеяться. Некий юношеский призвук, ощущение жизни. Стала фанатом озвучивающей ее Симамото Суми. Она может казаться неплохим человеком, но, как говорит Каору, "ее сердце принадлежит богине". Сен-Жюст, в принципе, является превосходным примером умного, образованного и стильного мазохиста. Ее покорность деспотичной Фукико, стоическое терпение, любовь-одержимость и аскетичные условия жизни раздражают (особенно при условии того, что без Фукико Сен-Жюст способна очаровать любого), но этот недостаток лишь яснее дает понять, как же хочется от него избавить, как хочется вернуть ее от смерти — к жизни. Неудивительно, что того же хочется и Нанако. В Реи очень здорово сочетается мальчишеское нахальство, аристократичная насмешливость и замогильная скорбь. Берет ли она скрипку в руки или курит сигарету, все это выглядит прекрасно, но одновременно она слишком рефлексирует и чересчур романтизирует образ Фукико. Но когда она, усмехаясь, дает Нанако букетик цветов, сердце вырывается из груди, господа. Я влюбилась в нее вместе с глупышкой Нанако и осознала весь фол моих чувств вместе с ней. Сериал закончился, но что-то изменилось.





С Реи связано несколько довольно весомых психологических оплеух, которые авторы сериала раздают чувствительному зрителю. Все они относятся к так называемой "замене объекта". Находящаяся вне себя Реи часто обращает свои эмоции на Нанако, но на деле ей совершенно на нее наплевать, все мысли Сен-Жюст — лишь о Фукико. Каждый воспринимает ее как куколку, желает так или иначе воспользоваться, но в итоге Нанако остается такой же чистой и нетронутой, как была доселе. Есть в ней сила характера. Но смотреть на ее отчаянные крики у двери Сен-Жюст без боли невозможно.





Принц Каору или Орихара Каору.
Это, пожалуй, единственный персонаж, не мучимый романтическими бреднями и эротическими девиациями. Только ее присутствие в сериале не дает тому превратиться в циничное избиение младенцев. Она в положительную сторону отличается от Нанако умом и силой, она действительно достойна подражания и слишком любит жизнь, чтобы поддаваться декадентским настроением ее друга Реи. Она же — единственная, кто может на равных противостоять диктату Фукико. Очень любопытно смотреть на попытки мисс диктатора склонить Орихару на свою сторону — и спокойные отказы Принца Каору. "Сообщество — наша традиция". "Скорее, узаконенная кастовая система". Она очень энергична, справедлива и привлекательна. Правда, не обошлось без грусти и здесь — Орихара серьезно больна, хоть и борется с болезнью изо всех сил. Честно говоря, Принц Каору — единственный здоровый человек из всех, что попадаются в "Дорогом брате". И это несмотря на то, что девушка тоже пытается забыть вещи, которые ее сильно терзают.






Юри? Пожалуй, но без открытой эротики, скорее восхищение более старшими, великолепными женщинами, такая наполовину любовь, наполовину поклонение. Могла бы получиться крышесносящая вещь, если бы не дотошное завершение каждой из маленьких историй, откровенное "мыло", дурацкая инцестуальная линия, множество морали и длительное размазывание переживаний Фукико, которая, собственно говоря, не особенно и интересна в отличие от тех, кто от нее пострадал. Ко всему прочему сериал очень женский. Однако несмотря на это бегущая со всех ног за задумчивой Сен-Жюст Нанако — сильный образ.




(19.06.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: