Режиссер:
Сидни Люмет. Сценарий: Питер Шэффер (по своей пьесе), Оператор: Освальд Моррис, Композитор: Ричард Родни Беннетт.
В главных ролях: Ричард Бартон, Питер Фёрт. В ролях: Колин Блейкли, Джоан Плаурайт, Гарри Эндрюс, Дженни Агаттер, Пит Постлетуэйт.
Награды: BAFTA — лучшая актриса второго плана (Дж. Агаттер). "Золотой глобус" — лучший фильм в жанре "драма", лучший актер второго плана (П.Фёрт). Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший актер второго плана (П.Фёрт). .
Интересные факты о фильме:
Питер Фёрт играл Алана с 1973 года (на подмостках лондонских театров и на Бродвее). В 1976 году, когда снимали фильм, ему уже было 23.
Чтобы сэкономить, фильм снимали в Канаде.
Продюсеры не хотели брать Бартона на главную роль, поскольку тот слишком крепко заливал за воротник. Но все же взяли. А Бартон, в свою очередь, привел в проект Питера Фёрта — причем по той причине, что тот был одного с ним роста. Ради участия в "Эквусе" Фёрт отказался от главной роли в "Калигуле".
Главную роль прочили Энтони Хопкинсу, но тот отказался, предпочтя сыграть у Ричарда Аттенборо в "Мост слишком далеко".Версия для печати
Сразу после знаменитой своей "Телесети"Сидни Люмет снял психологическую драму "Эквус" (что в переводе с латыни означает "лошадь") по пьесе Питера Шаффера, с успехом шедшей в театрах по обе стороны Атлантики. Напомню, что Шаффер – это тот парень, по пьесе которого Милош Форман снял "Амадея". Интересно, что пьеса "Эквус" до сих пор не сходит с подмостков Бродвея, причем одну из главных ролей нынче исполняет Дэниел Рэдклифф (данное обстоятельство вызвало бурю возмущения, поскольку Гарри Поттеру приходится скакать голым по сцене).
Фильм Люмета "Эквус" пользовался успехом у критиков: два "Золотых глобуса", три номинации на "Оскар", приз от BAFTA… Однако сейчас слишком "академическая", тяжеловесная картина Люмета отдает запахом нафталина и смотрится почти без интереса. К тому же фильм слишком длинный, чтобы быть увлекательным, особенно учитывая то, что сюжетные ходы ясны наперед.
Добавлю также, что не на пользу фильму идут и проникновенные спичи Ричарда Бартона, обращенные к зрителю. Типа, такой иллюстрированный закадровый текст: камера то и дело устанавливается перед главным героем, психиатром, который сидит за столом, "нервно курит" и втирает зрителю о переменах, которые произошли в его сознании.
Завязка фильма такова: в провинциальную психиатрическую лечебницу доставляют 17-летнего парня, который совершил нелепое и чудовищное преступление – выколол глаза шестерым лошадям. Главврачу, которого играет Бартон, предстоит разобраться, что побудило молодого человека настолько ебануться.
В основе сюжета лежит совершенно фантастическая идея. В семье парня всю жизнь шла "религиозная" борьба. Папа-атеист чмарил набожную маму, которая подсаживала сына на "опиум для народа". В какой-то момент он сорвал постер с Христом, висящий в комнате сына, и сказал, чтобы больше тут этого не было. Взамен дал постер с лошадью. И свою "сверхъестественную" любовь к Христу мальчик перенес на лошадь. Он обожествил ее. Егор Летов пел: "так закопайте ж меня во Христе". Герой фильма хочет закопаться в лошади. Многоуровневая любовь: метафизическое желание соединиться с лошадью духом, плотское влечение, жалость и т.д.
Естественно, что такой нетрадиционный религиозный фанатизм выбивает парня из "нормального" человеческого социума. Чему, в конечном итоге, он оказывается не слишком рад.
Чем лично меня привлек фильм? Тем, что там раздевается догола Дженни Агаттер, которую мы знаем по фильму "Американский оборотень в Лондоне" (роль медсестры). А также шокирующе жестокой финальной сценой. В общем – всё просто, житейски так, по-человечески…