Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Последний король Шотландии / The Last King of Scotland (2006)


Последний король Шотландии
Средняя оценка: оценка: 3
2006. Великобритания. 121 минута.
Жанр: драма / исторический / триллер.

Режиссер: Кевин МакДональд.
Сценарий: Джереми Брок, Питер Морган (по роману Жиля Фодена),
Оператор: Энтони Дод Мэйнтл,
Композитор: Алекс Хеффес.

В главных ролях: Джеймс МакЭвой, Форест Уитекер.
В ролях: Джиллиан Андерсон, Керри Вашингтон.

Награды:

    2006/2007
  • Приз Александра Корда за лучший британский фильм (BAFTA).

  • Лучший режиссер — Кевин МакДональд (British Independent Film).

  • Лучший актер — Форест Уитекер ("Оскар", "Золотой глобус", BAFTA, Boston Society of Film Critics, Broadcast Film Critics Association, Chicago Film Critics Association, Dallas-Fort Worth Film Critics Association, Florida Film Critics Circle, Los Angeles Film Critics Association, National Board of Review, National Society of Film Critics Awards, New York Film Critics Circle, Online Film Critics Society, Santa Barbara International Film Festival, Satellite, Screen Actors Guild, Southeastern Film Critics Association, Washington DC Area Film Critics Association).

  • Лучший адаптированный сценарий — Джереми Брок, Питер Морган (BAFTA).

  • Лучший оператор — Энтони Дод Мэйнтл (Stockholm Film Festival, British Independent Film).
.

Версия для печати

Владимир Гордеев: "Бармалей" для взрослых

оценка: 4

Последний король Шотландии (2006)"Не ходите, дети, в Африку гулять"! Одна из моралей фильма именно такова, причем ее выкрикивает прямо в глаза главному герою, молодому шотландскому врачу Николасу Гэрригану, сам Бармалей, оскароносный Форрест Уитекер. И ведь воистину так: дружелюбный, интеллигентный мальчик из благопристойной британской семьи, закончив медицинский институт, взвыл от тоски и скуки. Он выпил бутылку виски, поставил перед собой глобус, крутанул его и ткнул пальцем наугад. Первой попалась Канада, и потому земной шарик пришлось закрутить еще раз… Вот теперь другое дело, Уганда — самое то!

С идиотской, не сползающей с лица улыбочкой Николас Гэрриган (которого, к слову, играет Джеймс МакЭвой, знакомый нам по роли фавна в "Хрониках Нарнии"), едет в автобусе в английскую миссию, расположенную в зеленых трущобах одной большой провинции — южноафриканской стране Уганде. Порождение продвинутой европейской цивилизации, Николас Гэрриган любит всех, и черных, и белых, как платонической любовью, так и самой что ни на есть плотской. Турпоездка проходит весело и захватывающе и познавательно: случайный экскурсовод, местная девушка, говорящая на ломаном английском, объясняет, что военные, буквально усеивающие обочины дороги, — солдаты нового президента, генерала Амина. Уганда любит Амина! "Клево!" — радуется Николас и с удовольствием оказывается в постели доброй экскурсоводши. Поездка удалась!

Потом начинается работа в миссии, общение с тамошними англичанами — супружеской четой врачей, игрища в футбол с местной детворой. Николас счастлив, как и любой человек, который знает, что занимается полезным трудом на благо общества. Тем более, что общество это глубоко несчастно, бедно и необразованно, — то есть тут еще примешивается и такая необходимая для повышения собственной самооценки составляющая как милосердие.

"Что вы можете сказать про генерала Амина?" — спрашивает Николас у докторши Сары. "Надеюсь, теперь будет полехше", — отвечает Сара. Ее играет Джиллиан Андерсон из "X-files", и ее речь звучит как всегда уклончиво. Постепенно в фильме нарастает напряжение. Очевидно, что Сара, как и более-менее продвинутые местные, знает нечто такое, что мало соотносится с всеобщей эйфорией, к которой весьма склонен и Николас.

"Избранник народа", будучи проездом, не упускает случая покрасоваться на трибуне. В связи с этим у народа праздник. Николас упрашивает Сару поехать в деревню и принять участие в торжестве. Президент толкает речь в обшарпанный микрофон, толпа ликует, и Николас ликует вместе с ней. Как и все президенты, Амин орёт о национальном единстве, величии народа Уганды. Как и все президенты, он обращается к старым добрым традициям, короче говоря, носится по дощатому помосту с копьем в толстой сильной руке. А потом в фильме происходит переломный момент. Уже когда Николас и Сара возвращались домой, их вдруг догнал армейский джип. Оказалось, генерал Амин попал в аварию и повредил руку. Его машина столкнулась с буйволом.

Наложив щиток на вывихнутую руку женераля, Николас внезапно пристреливает из президентского пистолета ревущего от боли буйвола. Этот поступок вызывает у всех такое замешательство, что Николаса чуть не пристреливают на месте. Вылупив от изумления глаза, Амин подходит к нему и говорит: "Ты взял мой пистолет?". Он не ожидал такого поступка от нежного белого человека.

Последний король Шотландии (2006)И вот тут становится понятно, почему Форест Уитекер получил премии британской и американской киноакадемий, и множество других наград. Всего за две минуты он выдает такой разнообразнейший спектр эмоций и чувств, что характер генерала Амина виден как на ладони. Это и "рубаха-парень", и толстый добряк, и семьянин. Он моментально находит общий язык с каждым, в том числе и с Николасом. Амин предлагает Николасу махнуться футболками — футболку сборной Шотландии поменять на генеральский мундир, обвешанный орденами. "Моему сыну понравится твоя футболка!". Любому более-менее проницательному человеку ясно, что генеральский мундир с орденами является не такой уж большой ценностью вовсе не потому, что сын и семья важнее всех орденов этого мира, а потому, что ордена, выданные самому себе, всегда можно восполнить и преумножить. В общем, Николас совершенно очарован генералом, и более того, чувствует себя крутым неимоверно, настоящим мужыком, которой настолько смел, что пристрелил буйвола и говорил с президентом на равных. Под впечатлением от собственной крутости, по возвращению домой, он пытается выебать Джиллиан Андерсон.

Последний король Шотландии (2006)А потом начинается "сказка". В миссию приезжает премьер-министр и приглашает Николаса во дворец. Там панибратствующий Амин всячески обхаживает молодого шотландца и в конце концов делает предложение, от которого трудно отказаться: стать личным врачом президента.

…Здесь, наверное, стоит прекратить перессказывать сюжет, ибо перессказанного хватит с лихвой, чтобы составить впечатление о действующих персонажах и понять, что, в общих чертах, ждет Николаса в последующие полтора часа. Кевин МакДональд сделал фильм об искушениях и ошибках молодости. Искушения эти — власть, вход в элиту, сладкая жизнь–женская плоть. Николас тешит себя мыслью, что стоит у истоков зарождения новой цивилизации, — и не просто стоит, а прям-таки участвует в процессе. С каким-то даже садистким наслаждением режиссер впоследствии изобразит на экране кризис самооценки молодого человека, со всего размаху прихлопнет Николаса преждевременно наступившим кризисом среднего возраста, горчайшим прозрением, черной (во всех смыслах этого слова) изнанкой реальности.

Самоуверенное и брезгливое отношение Николаса к англичанам, которые действительно нагло и откровенно пытаются сделать его своим шпиёном, претерпит изменение не столько потому, что Николас прозреет и поймет, что они были "в чем-то правы" насчет Амина, но в том, что животный страх и унижение, которые охватывают тебя, не предполагают самоуверенности и брезгливости по отношению к другим. Англичане были правы не только насчет Амина, но и насчет Николаса, а потому нисколько не церемонились с ним. Получается забавная штука: МакДональд и МакЭвой — оба шотландцы, но всячески сарказмируя по поводу главного героя, они "съедают с говном" и Шотландию; это особенно становится заметно в финальных кадрах, кадрах документальной кинохроники, где гвардия Амина марширует в килтах. Несомненно, в фильме идёт сопоставление между Угандой, политической властью которой крутили англичане и неизменно лажались в выборе ставленника, и Шотландией, которая точно так же является не страной, но "высокогорным округом" Британии. Амин и Николас, эти "два одиночества", нашли друг друга.

Последний король Шотландии (2006)Форрест Уитекер, как и Амин, выглядит марионеткой в руках шотландских кукловодов-киношников. Он играет страстно, ярко, напористо, выразительно, разнообразно: врёт, параноидально шизует, лабает на баяне… ну чисто африканский "царёк" в банановых рощах… в смысле, в совершенно саркастичном фильме, прикрытом фиговым листочком политической документальной драмы. Как заметила моя супруга, Уитекер играет взрослого ребенка, который не считает, что убийство человека — это по-настоящему. Поначалу таких "детей" воспринимаешь с умилением. А потом становится поздно. Стоит отметить, пожалуй, что в фильме нравственная незрелость изображается не в системе "ребенок — взрослый", а в системе "первобытное общество — развитое общество". Люди, конечно, все равны, — утверждает МакДональд, — но некоторые равнее прочих. Да и действительно, если ты еще вчера вышел из деревни, где за супружескую измену подвешивали крючьями к суку и сдирали живьем кожу, а потом служил на камбузе в британском флоте, где тебя унижали "старшие братья по разуму", то о каких устойчивых моральных критериях может идти речь, какую ты можешь придумать расплату за государственную измену — то есть измену лично тебе (ведь государство — это я)? И можно ли в таких случаях мелочиться и подходить к каждому человеку из нескольких миллионов индивидуально? Париться, три дня сдирать кожу... Пулю в лоб — и все дела. При таких раскладах убедительно и притом невероятно забавно звучит главное беспокойство Амина: "Я — не людоед! Когда тупая мировая общественность, наконец, это поймет? Я НЕ ЕМ ЛЮДЕЙ!"

Ближе к финалу Кевин МакДональд основательнейшим образом подкручивает гайки, и фильм из черной комедии (схожей по духу с ранними фильмами Дэнни Бойла — "Неглубокой могилой" и "Трайнспоттингом") превращается в один из самых захватывающих и напряженных триллеров, какие я смотрел.

Превосходное кино при мизерном бюджете в 6 млн. долларов.

(09.03.2007)

Версия для печати


Мор: Ошибки молодости и будни диктатора

Последний король Шотландии оценка: 2.5

Абсолютно заурядный фильм про угандийского диктатора. Про плохого черного парня, который приходит к власти в стране черных и ничего не может сделать без белых, но вместо того, чтобы покориться судьбе и слушать мудрые советы англичан, зачем-то убивает собственный народ, не умея сдержать примитивные инстинкты. Диктатор демонстрируется глазами молодого парня-врача, веселого и не дурака потрахаться, который с пылу-с жару попадает в лучшие друзья смертельно опасного, но глуповатого Амина. Звучит неумно? А меж тем, именно так и снято. Для пролов, не иначе. Ни одного раза в фильме членораздельно не объясняется ни политика Амина, ни политика англичан, только зловещие слова о "тех, кто боролся против режима". Чем плохо правление Амина, почему народ его приветствует, а затем столько трупов оказывается в ямах, не сказано ни слова. Настолько плохо сделанного фильма об исторической личности я давно не видела, хотя Уитакер получил за него Оскар. А меж тем Амин — персонаж очень интересный и обладающий определенным чувством юмора.

Помимо поверхностной проработки политической линии, фильм удивляет и банальной любовной, выполненной буквально на пальцах. Некоторую живость происходящему придает лишь своеобразное лицо молодого врача и кривлянья Уитакера. Естественно, здесь есть более серьезная составляющая. Она заключается в избавлении Николаса от иллюзий, что он что-то может, в чем-то участвует, а не является обезьянкой на поводке и прихотью самозванного тирана. Но, черт возьми, какая мелкая тема на фоне поставленных самой личностью Амина проблем. Про Африку стало снимать модно, а потому поверхностность — вполне понятный грешок. На мой вкус, эту тему хорошо обработал режиссер "Оружейного барона" — остроумно и легко, превратив происходящее в сцену театра абсурда. Ну а автору "Последнего короля Шотландии" не удалось ни сделать красиво, ни зажигательно, ни страшно, ни умно. Среднее, ничем не выдающееся кино для тех, кто готов воспринять любую байку. Особенно забавно показаны англичане — такие стежки, не образ даже, а абрис, набросок. И вопрос, какого черта они диктуют, какой у народа Уганды будет правитель, никого не волнует. А ведь именно им и следует задаться.

(11.03.2007)

Версия для печати


Александр Руденко: Как угандошить современного зрителя

Последний король Шотландии оценка: 2.5

Не секрет, что кинозрителя начала 21-го века нелегко эмоционально угандошить с экрана. Для этого надо, как минимум, взять красивую женщину, отрезать ей руки и ноги, а затем пришить руки вместо ног, а ноги, вместо рук. Но как же режиссеру обосновать подобное кинозрелище, если таланту не хватает даже на качественный трэш, зато амбиций на несколько "Оскаров"?

Ну, прежде всего, если уж решил эмоционально угандошить кином, то надо, чтоб и действие происходило в Уганде. И надо взять хотя бы одного талантливого актера, который вытащит на себе кривой сценарий и неумелую режиссуру. И звезду культового телесериала ему в подмогу. И чтоб фильм непременно был основан "на реальных событиях" — народу нравится. Главное, что никто не упрекнет режиссера в нездоровых фантазиях на тему обезображивания женщин — а шо такоэ, мужики? Исторический факт, в натуре, кровавый угандийский диктатор Иди Амин Дада и не так еще людей угандошивал, да-да, все так и было, да-да, такшо это не трэш, а дадаизм, да-да...

Если уж выбрал местом действия Уганду, то и актер, который вытащит на себе этот фильм должен быть афроамериканцем, впервые приехавшим в Африку. Наверняка, у него на родине предков взыграет и он выдаст.

Впрочем, нафиг... Я к тому, что неохота даже издевацца над этим фильмом, ёрничать, язвить. Насколько хороша игра Уитекера (хотя, если положа руку на сердце, в данном случае процентов на 80 виновата фактура самого актера), настолько плохо в фильме все остальное. Это обычная история о диктаторе, коих видано-перевидано, читано-перечитано... Бедняк, унижения, выбился, комплексы, паранойя, мстит, зверствует, сила есть, ума нема, чтоб страною управлять... Приезжает какой-то тупой шотландец, выучившись на врача, да так хорошо, что больше ни на что другое в мозгу места не хватило. Его угнетает отец, который за него все решает, поэтому он тыкает в глобус и едет в страну, о которой ничего не знает, а узнать загодя не догадывается. Там он находит замену отцу — диктатора. Тому тоже нравится смелый (ввиду тупости) шотландец — их с диктатором объединяет ненависть к англичанам. Резидент английской разведки в фильме — скользкий субъект, типичный шпиён, неприятный такой, внешне похожий на смесь Романа Поланского с Харви Кейтелем, которые смешались в телепорте Брандлмухи, в который, к тому же, закатился карлик-нос...

...дальше телетайпом...

...немотивированное снятие трусов персонажем шотландец — говорят, это основной признак нового киножанра обзываемого "артхауз" или, другими словами, кинографомания.

...

...

...идиотское спасение персонажа шотландец, которого в конце истязают целой толпой в баре аэропорта, а потом бросают, решив попить пивка, и никого не выставив его охранять. Дружбан может запросто зайти и перебинтовать его, а затем выпустить (sic!) через служебную дверь в том же баре, выйдя из которой враг государства номер один чудом вливается в колонну освобожденных заложников, идущих к самолету через коридор вооруженных до зубов угандийских солдат, причем в этой колонне должны быть женщины и дети, коих соизволил отпустить диктатор, но поскольку персонаж шотландец не женщина или ребенок, в колонне полно мужиков, а в аэропорту остается немало женщин и детей...

В общем, если есть желание посмотреть действительно эмоционально угандошивающий фильм о трагедии экзотического народа и поневоле оказавшихся на месте событий европейцев, есть прекрасный фильм Жоффе "Поля смерти" о Камбодже. Там Полпота и мельком не показывают, поэтому обошлось без лубка на тему "роль личности в истории".

Хотя в этом фильме про Амина радует еще то, что образ диктатора не карикатурный, как в худших образцах жанра — "Молохе" и "Тельце" ультраартхаузного Сокурова.

(12.03.2007)

Версия для печати


Феликс Зилич: national lampoon’s history lesson

оценка: 3

Вы еще не забыли культовое детское старье 80-ых? “Мальчишник”, “Полицейская академия”, “Если бы взглядом убивали” и “Большое путешествие великовозрастных балбесов”. Мы их тоже прекрасно помним. Зачастую, правда, считаем за полное гавно, но при этом все равно где-то в глубине души любим и лелеем.

Фильм Кевина Макдональда прост и неказист, но зато в нем есть какая-то маленькая искорка, которая постоянно толкает нас на то, чтобы прилепить ему лейбл “national lampoon” и сказать при этом — “блин, такое сейчас не снимают”. На самом деле снимают, но только в Шотландии, Ирландии и Африке. Короче, там где уже давно не ступала нога белого человека.

Героям “Последнего короля” чертовски идет быть простодушными и наивными. Elfxysq rастинг — это лучшее, что есть в этой картине. Посмотрите на Джеймса Макивоя. Он — обычный волосатый задрот, но зато задрот с невероятно хорошим вкусом. Зайдите на IMDB и посмотрите над чем сейчас работает Джимми. Волшебная сказка с Кристиной Риччи и мясной комикс с Тимуром Бекмамбетовым. Зуб даю, перед нами новый Том Хэнкс.

Про Уайтекера и говорить не хочется. Если бы я был самым главным куклусклановцем, то все равно не линчевал бы Уайтекера. Вышел бы перед товаришами и сказал бы — “братья! что вы делаете? ведь это же Пес-Призрак!” — и они бы понимающе закивали бы мне в ответ, радостно улыбаясь сквозь свои белые маски. Просто представьте себе на месте на Уайтекера любого другого черного актера, и вы поймете, что картина была бы совершенно другой.

А теперь я хочу поблагодарить глубокоуважаемую Академию и получить наконец свой “Оскар”.Прямо сейчас и прямо здесь. Я жду. Вы, думаете, я просто так говорил вам про братьев в белых масках. Давайте шевелите быстрее своими булками, черные черт и Зилич Последний Король Шаморы заканчивает свой запоздалый и никому не нужный спич.

(12.03.2007)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: