Режиссер:
Тоуб Хупер. Сценарий: Ричард Кристиан Мэтисон (по мотивам одноименного рассказа Амброза Бирса), Оператор: Джон Жоффлин, Композитор: Николас Пайк.
В главных ролях: Шон Патрик Флэнери. В ролях: Мариса Кухлан, Брендан Флетчер, Алекс Феррис, Брент Стэйт, Джорджия Крэйг.
Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм "Мастера ужасов: Проклятая тварь"
Второй сезон "Мастеров ужаса" открывает фильм Тоба Хупера, в основе которого лежит маленький рассказ Амброза Бирса, писателя, занимающего важное место в пантеоне мастеров литературного ужаса. Рассказ был осовременен и прошел серьезную обработку: в киносценарии появляется сюжет, появляется драматургия. Напомню, что рассказ состоит из трех частей: в первой части мы знакомимся с растерзанным трупом и следователем, который, собрав присяжных в хижине покойника, читал записную книжку мертвеца и ждал визита свидетеля. Вторая часть – рассказ свидетеля. Третья – отрывок из записной книжки. Рассказ полон черного юмора и по-своему прекрасен, однако в таком виде, как он написан, на экран его не перенести.
Пролог фильма: начало 80-х. Тихий провинциальный городок. В одном из домов, стоящих на отшибе, семья празднует день рождения отца. На глазах главного героя, в то время – мальца, отец сходит с ума. Вытаращив глаза, он произносит странные слова: "Проклятая тварь нашла меня", после чего убивает жену и гоняется с ружьем за сыном. Гоняется недолго: сбрендившего мужика настигает непонятная невидимая сила, крутит, вертит и разрывает его в клочья.
Проходит время. Малец вырастает и превращается в шерифа. От родителей ему достался дом, куда 26 лет назад проникла "проклятая тварь". Шериф Реддл живет на постоянном стрёме. За каждым уголком дома следят видеокамеры. Завтра у Реддла день рождения. Его дед и отец погибли в одном возрасте. Этого же возраста завтра достигнет и Реддл. Вскоре в городе начинают происходить чудовищные события. Люди совершают ужасные самоубийства, а за Реддлом является "проклятая тварь".
Как можно видеть, сюжет основан на постоянном ожидании загадочной, невидимой и всесильной твари, которая, кстати, на это будет дан намёк, имеет какое-то отношение к нефтяным скважинам по соседству. Любой качественный триллер строится на "ожидании". Фильм Хупера – качественный триллер. Но не столько потому, что держит в напряжении, а потому, что Хупер здорово умеет показывать лето. За 25 лет Хупер снял столько всякой фигни, что поистине удивительно видеть в его исполнении качественную работу, по уровню ненамного уступающую "Техасской резне бензопилой". Я считаю, что действие лучших хоррорных сюжетов должно происходить летом, в сельской местности. Лето – это пора буйного цветения и падающих звезд, кроваво-красных закатов и жужжащих насекомых. В деревне не ощущается разрыва с природой, тогда как город выхолащивает стихию. Любому "стихийному монстру", то есть чудовищу, порожденному стихией, в городе неуютно. Поэтому я отдаю предпочтение "деревенским хоррорам" и не слишком люблю "городские легенды". В фильме Хупера разливается глухоманная тишь, и поэтому когда происходит взрыв сверхъестественного, он звучит особенно громко.