Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Несколько дней из жизни Обломова (1979)


Несколько дней из жизни Обломова
Средняя оценка: оценка: 5
1979. СССР. 143 минуты.
Жанр: экранизация / комедия / драма / мелодрама.

Режиссер: Никита Сергеевич Михалков.
Сценарий: Александр Адабашьян, Никита Михалков (по мотивам романа И. А. Гончарова "Обломов"),
Оператор: Павел Лебешев,
Композитор: Эдуард Артемьев.

В главных ролях: Олег Табаков, Юрий Богатырев.
В ролях: Николай Бурляев, Глеб Стриженов, Андрей Попов, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Андрей Разумовский мл., Олег Козлов, Елена Клищевская, Галина Шостко, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко, Николай Пастухов, Олег Басилашвили, Федор Стуков, Павел Кадочников.

Награды:
National Board of Review, USA — лучший иностранный фильм.
МКФ в Оксфорде — призы за режиссуру, операторскую работу, лучшее исполнение главной женской роли (Е.Соловей).
Международная неделя авторских фильмов в Бенальмадене — Первый приз..

Версия для печати

Владимир Гордеев: Образцовая экранизация

Несколько дней из жизни Обломова оценка: 5

Мне никогда этот фильм особо не нравился. Я посмотрел его, еще учась в школе, и тогда еще я не читал роман (хотя следовало бы). Кроме того, копия была не самого лучшего качества – какая-то выжженная. В прошлом номере Мор писала про фильм Никиты Михалкова "Без свидетелей". Дай-ка, думаю, покуда я на даче, пересмотрю "Несколько дней из жизни Обломова". К этому времени я уже, конечно, прочёл роман, а фильм, в свою очередь, прошел реставрацию. Оказалось, это чрезвычайно красивое кино. Как тщательно выставлен свет, с каким усердием воссозданы интерьеры старых петербургских квартир и помещичьих домов! За пять лет до "Обломова" Михалков снял замечательный фильм о даче по мотивам Чехова "Неоконченная пьеса для механического пианино" — фильм, прекрасный в первую очередь своей летней атмосферой. "Обломов" еще лучше. В нем есть холодный аромат зимы, сухой и жаркий запах лета, нежность воспоминаний о детстве и, самое главное, в нем есть Гончаров. Это очень удачная, на мой взгляд, экранизация.

Гончаров в мельчайших деталях не просто обрисовал образ русского помещика, он выделил лучшие качества русского человека. На первый взгляд, Илья Обломов, будучи 35-летним увальнем, лентяем, который проводит все свое время на диване, вряд ли может являться положительным героем. Но при этом Илья Обломов – один из самых симпатичных и трогательных персонажей в русской литературе, и Олег Табаков в его роли поразителен; вероятно, это его лучшая роль в кино. Обломов хочет стряхнуть с себя "сон души", но не может; он тяготится своим состоянием, но не привык над собой работать. В фильме огромное количество сцен из детства Обломова. Илья Ильич лежит на диване, или же, понукаемый к деятельности своим другом Штольцем, куда-то едет… всё это время он грезит детством. Детские сцены введены фильм не столько для того, чтобы показать, из какого сора растут "цветы" подобные Обломову. Это тоска Обломова по утраченной безмятежности. В детстве он не тяготился безделием.

Андрей Штольц (Юрий Богатырев) – друг Обломова с детских лет. Его отец был немцем, мать – русской. Екатерина II превратила Россию, по типу Америки, в "плавильный котел наций". Штольц – не немец, Штольц – тоже русский человек. Он вобрал в себя немецкую дисциплинированность и работоспособность, а от матери к нему перешла душевная теплота, порывистость, импульсивность, широта натуры. Именно это объединяет его с Обломовым. Неслучайно А. Адабашьян и Н. Михалков помещают в фильм сцену прощания молодого Штольца с отчим домом: тогда как отец не в состоянии даже обнять сына, его соседи, простые русские бабы и мужики, обнимают его, целуют, благословляют, и он – совершенно искренним, естественным образом – отвечает им тем же.

Если первая часть фильма была житейски-трагикомической, то вторая часть превращается в мелодраматическую за счет появления в ней своеобразного любовного треугольника. Штольц влюбляется в Ольгу, и Обломов влюбляется в нее – робко, по-юношески, страдая от неразделенности чувств как какой-нибудь герой произведений немецких романтиков. Штольц шустрит по Европам, постоянно вызывая к себе своего ленивого друга Илью, а тот отдыхает на даче у Ольги, штудирует книги, которые ему завещал Штольц (Штольц также велел Ольге строго приглядывать за Ильей). Когда Ольга неожиданно признается Обломову в любви, тот панически сбегает. Может показаться, что его, старого лентяя, лишь имитирующего интерес к жизни, испугала ответственность. В действительности же, это не так. Дело в том, что в Обломове сохранилась детская нравственная чистота, поэтому он не может обломать друга – скорее он обломается сам. Высокая нравственность, пусть даже сопряженная с комичностью, какой-то глупой несуразностью (с точки зрения практичного человека, который сделал бы выбор в свою пользу) – это также одно из выдающихся достоинств русского человека, считает Михалков.

(26.08.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: