Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Гилиап / Giliap (1975)


Гилиап
Средняя оценка: оценка: 3
1975. Швеция. 140 минут.
Жанр: драма / криминальный.

Режиссер: Рой Андерсон.
Сценарий: Рой Ардерсон,
Оператор: Юн Ольсон,
Монтаж: Рой Андерсон, Калле Боман,
Художники: Анна Асп, Сёрен Брюнес, Лотта Мелантон,
Композитор: Бьорн Исфяльт,
Продюсеры: Калле Боман, Гёран Линдгрен.

В главных ролях: Томми Бергрен, Мона Сейлиц, Вилли Андреасон.
В ролях: Ларс-Леви Лестадиус, Хенри Ольханс, Райнер Мит, Джюли Бернби, Арне Лейф Нильсен, Пернилла Аугуст и др.

Интересные факты о фильме:

Шведские критики смешали фильм с землей и полили сверху говном, и Рой Андерсон после этого четверть века не снимал полнометражных фильмов

Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Кино о неудачах

Гилиап оценка: 3

Про этот фильм я решил написать только потому, что смотрел вчера "Объезд" с Энн Сэвидж, и один мотив напомнил мне "Гилиапа". Этот мотив довольно универсален. В "Объезде" женщина, работающая певичкой в ресторане, заебывается от беспросветной жизни и уезжает пытать счастья в Голливуд, оставляя Своего Любимого. В "Гилиапе" женщина, работающая официанткой и горничной в отеле, заебывается от беспросветной жизни и уезжает пытать счастья на побережье, оставляя Своего Любимого.

В "Объезде" отъезд женщины является спусковым крючком — он заставляет любимого поехать автостопом и стать жертвой дорожных обстоятельств. В "Гилиапе" отъезд женщины — тоже запускает какие-то действия, но в основном завершает — потому что уезжает она почти в самом конце фильма. Таким образом, почти весь фильм "Гилиап" показывает нам как бы причины того, почему женщины склонны срываться с места и искать себе новой жизни. Главным героем "Гилиапа" является безнадежность, а в "Объезде" она включена в предысторию.

"Гилиап" — серьезное кино, психологическая драма, не про девушку вовсе, а про ее любимого, который работает в этом отеле официантом. Фильм описывает будни персонала отеля, в этом он отчасти похож на "Америку" Кафки и даже на ее экранизацию. Снят он с фирменной скандинавской безысходностью, помимо Кафки, очень напоминает кусками Кнута Гамсуна, примерно "Голод".

Вот, кстати, да. Представьте себе помесь Кафки и Гамсуна — это нечто невообразимое, конечно, но попробуйте — примерно это и хотел, кажется, передать режиссер. С чуть большею живостию, наверно, чем у них обоих. Там довольно много абсурда, правила жизни жестко заданы (это от Кафки). Люди соблюдают непонятные правила, тайно переглядываются, смеются чему-то своему. В общем, непонятный и пугающий мир.

Добавьте еще немного нового немецкого кино, какого-нибудь раннего Фассбиндера (здесь есть даже длинный беспонтовый монолог женщины, характерный для всех фильмов этого течения), и вы абсолютно точно поймете, что это за кино.

Понятно, в фильме описанного типа об экшене даже речи идти не может. Все вяло и мертво. Все действия обречены на неудачу. Эта неудача поддерживается даже сюжетом: некоторые герои в какой-то момент решают совершить преступление и долго его продумывают, а когда дело доходит до практики, терпят мгновенное поражение. Вообще весь фильм — история поражений. Главным героем фильма является не Анна и не Гилиап, а неудачи. Это фильм, в котором ни у кого ничего не получается. Задуманные планы не сбываются даже у самодура-хозяина отеля, который вроде как наживается на рабочем классе, во всяком случае, живет лучше прочих. Одни несбывшиеся планы сменяются другими несбывшимися планами. Прямо как у тебя, дорогой читатель. Это жизнь такая. Во всяком случае, я, в том возрасте, когда читал Гамсуна (мне было лет 18, наверно) так жизнь и воспринимал — как историю несбывшихся надежд. Ну и все там очень грустно и томительно.

От этой безысходности женщина и уезжает все-таки. Ее отъезд, как и в "Объезде", тоже является спусковым крючком, после которого фильм идет, по крайней мере сюжетно, поживее (ну, по крайней мере, меняются декорации). Место действия последних сцен — морское побережье, где, в отличие от отеля, нет затхлости, а есть ветер, нет постоянной ночи и клаустрофобии, а есть день и простор. Впервые появляется надежда, что герои смогут, наконец, сделать что-то настоящее. Очень хорошо режиссеру удалось показать, как поменялась атмосфера. Прямо круто видна надежда, ее визуализация, олицетворение, что ли.

И вот тут-то Андерсон включает своего Фассбиндера и заканчивает фильм так, как заканчивают его все режиссеры нового немецкого кино.

Персонал отеля Бусаревски смотрит на тебя как на говно

(10.09.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: