Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


13 убийц / Jûsan-nin no shikaku (2010)


13 убийц
Средняя оценка: оценка: 3
2010. Япония / Великобритания. 141 минута.
Жанр: боевик / исторический.

Режиссер: Такаши Миике.
Сценарий: Дайскэ Тэнган (на основе сценария Канео Икегами),
Оператор: Нобуясу Кита,
Композитор: Кодзи Эндо.

В главных ролях: Кодзи Якусё, Такаюки Ямада, Юсуке Исейа, Горо Инагаки.
В ролях: Масачика Исимура, Микидзиро Хира, Хироки Мацуката, Икки Савамура.

Награды:
Asian Film Awards — лучший художник.
Awards of the Japanese Academy — лучший художник, лучший оператор, лучший свет, лучший звук.
МКФ в Венеции — Специальное упоминание (Future Film Festival Digital Award)..

Версия для печати

Владимир Гордеев: 13 зануд с самурайскими мечами

оценка: 2

Римейк фильма 1963 года. Начальный интертитр оригинально сообщает, что действие картины происходит ровно за 100 лет до того, как на Хиросиму и Нагасаки сбросили атомные бомбы. Всего лишь сотня лет отделяет японское средневековье и, соответственно, искусство владения мечом от искусства расщепления атома, осуществленного, причем, не японцами. Впрочем, в обоих случаях простым японцам приходится несладко. Родственник сёгуна, вконец распоясавшийся садист Нарицугу Мацудира, владеющий обширной провинцией, нагло самодурствует, ни за что убивает людей, бесит коней… но по неизвестной причине сёгун вовсе не собирается хоть как-то приструнить озверевшего молодца, а, напротив, сулит высокий пост в Эдо. Каждое решение сёгуна – это "воля богов". Старший советник, господин Тои, понимает, что прежде всего необходимо сберечь авторитет сёгуна и правительства, то есть, ни в коем случае нельзя идти наперекор его решениям. Но нельзя допустить и того, чтобы Мацудира получил больше власти, – тогда Японию постигнет хаос, начнутся повсеместно восстания (одно крестьянское восстание уже произошло, и как раз в провинции Мацудиры). Он тайно собирает команду из 13 опытных самураев и ставит перед ними задачу грохнуть Мацудиру, не раскрывая своих личностей.

Композиция самурайского боевика Миике выстроена так же, как в "дзидайгеку" Куросавы "Семь самураев": сперва команда набирается, потом команда сражается, а потом распадается (выживут далеко не все). С самого начала идет могучий прессинг: волны японских имен и фамилий накатывают, захлестывают, под ними реально тонешь, поскольку герои Миике слабо чем отличаются друг от друга. Сперва тебя охватывает злость, потом – зевота. Однако поначалу все же фильм слегка бодрит, поскольку изобилует традиционно жестокими для Миике сценами (женщина, которой Мацудира отрубил ноги и руки, и которую Тои притащил, чтобы завербовать командира команды, воздействовав на его морально-этические чувства, и т.п.). Но вскоре и это скромное убежище еле теплящегося, бодрствующего рассудка оказывается затоплено темной водой ночной сцен, каких-то неизвестно откуда появляющихся и неизвестно куда исчезающих персонажей, скучных перипетий… Нападает прочный, глубокий сон.

А вот единственный запомнившийся мне кадр:

(19.10.2011)

Версия для печати


Мор: Каждый получает то, что хотел

13 убийц оценка: 3.5

В оригинальном фильме Эити Кудо, классическом самурайском боевике, на который Миике неожиданно сделал ремейк, поднимается интересный вопрос преданности. Если твой господин недостойный человек, подлец и садист, должен ли ты продолжать служить ему до конца, как заведено, восприняв происходящее как испытание верности? Или нужно понимать, что не только слуга должен быть достоин господина, но и господин, чтобы обладать слугами, должен быть достоин своего положения? Можно ли преступить законы верности ради того, чтобы остановить безнаказанный поток мерзостей, творимых братом сегуна? У каждой стороны есть свои доводы, подкрепленные и давним соперничеством начальника охраны презренного господина и Шинзамоном, возглавившим отряд сопротивления. Миике слегка меняет тональность, оставляя основной конфликт и добавив творимых господином безобразий, которые в оригинальном фильме были бы немыслимы.

Напряжение пронизывает весь фильм. Экран буквально передает эту дрожь перед схваткой, момент, когда ты еле сдерживаешь ярость, но еще не кидаешься на врага. Набирая отряд для самоубийственной миссии Шинзамон испытывает восторг. Когда их становится двенадцать, он смеется от удовольствия. Старику не терпится расчехлить покрытый пылью меч, ведь век самураев закончен, а тут такая миссия. Кроме того Миике придумывает садисту Норицуге занятную идеологию, замешанную на постоянной проверке способностей слуг. Все воспринимаются им как жалкие твари, не умеющие по-настоящему служить, а значит их нужно наказывать. Как существует добрый господин, так должен существовать и черный, злой господин, в чьи обязанности входит убийство, устрашение. Вначале Миике дает возможность ужаснуться испорченности Норицуги, затем он позволяет ему высказаться, — Норицуга скучает, ему нужен век войны, убийства, вопли, ощущение опасности. Восстание Шинзамона, собравшего двенадцать лучших воинов + беглого охотника, дает ему эту возможность.

Самурайский канон многократно деконструировался и разбирался, Миике ничего в этот процесс не добавил, а показал удивленной фестивальной публике, что может снимать почти классический фильм. Для меня умение Миике отменно снимать сюрпризом не является. Вспомним хотя бы это — http://www.ekranka.ru/film/462/. Тем не менее первая, подготовительная, напряженная половина сменяется разрядкой в виде кровавой, исступленной бойни, в которой двести человек погибают за дрянного господина, попав в ловушку суровых тринадцати. В оригинале в конце остается тяжелое чувство — последний оставшийся в живых ползет по мокрому рисовому полю и истерически смеется. Миике добавил издевки, но и у него после сочувствия храбрым действиям самураев ты видишь результат действий — заваленное телами пространство, из которого уже никто не выйдет живым.

Теперь мне ужасно интересно, что сделал Миике с золотой классикой самурайского кино, "Харакири" Кобаяси. Миике — настоящая редкость. Он умеет быстро, задешево и крайне торкающе снимать очень молодые, духоподъемные фильмы. В "13 убийцах" практически все погибают, но каждый получает, что хотел, — начальник охраны умирает за постылого господина, в этом подвиге находя вечность, Шинзамон погибает, выполнив свою миссию, а Норицуга наконец-то получает то, на что так долго нарывался. Все мертвы. Все довольны.

(21.10.2011)

Версия для печати


Дмитрий Савочкин: Рецензия на фильм "13 убийц"

13 убийц оценка: 4

Япония, конец эпохи правления Сёгунов (в общем-то, за 20 лет до конца эпохи, но в историческом масштабе не так много осталось). Над страной нависла странная угроза: один очень ёбнутый на всю голову чувак оказался близким родственником сёгуна, и вообще так сложились звёзды, что скоро он захватит власть в стране. Чувак настолько ёбнутый, что представители "старой гвардии" один за другим делают себе харакири, а те, что не сделали, понимают: грядёт пиздец. Чтобы его предотвратить, они должны замочить пидараса. Но вот беда: пидараса охраняет армия телохранителей.

Современная вариация классической картины о группе парней с миссией добра (классическим примером которой являются, кстати, "7 самураев"), очень изящно подделанная под классику. Миике очень аккуратен. Видно, что его прут все эти тонкие исторические детали: с какой стороны на какую завязывается кимоно, как держится нож для сеппуку, каким движением самурай отрабатывает удар.

В фильме ооочень долгий сет-ап, почти как в "Телохранителях и убийцах", выполняющий, как я понял после реакции Вовы Гордеева, функцию защиты от дурака. Миике аккуратно вводит каждого персонажа, изображает перед нами времена и нравы, расставляет фигуры.

И затем следует умопомрачительная сцена мочилова, которая длится всю вторую половину картины. Чтоб вы понимали: армию телохранителей плохиша перебьют полностью, и нам покажут убийство КАЖДОГО человека, чтоб мы ни одного не пропустили.

Финальная сцена доставляет — чувак, знающий, что такой война, и потому стремящийся её предотвратить, показывает мастер-класс чуваку, который этого не знает, и потому думал, что это круто. Ну что ж, поблагодари учителя.

Отлично сделанная работа.

(21.10.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: