Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


22 мая / 22 mei (2011)


22 мая
Средняя оценка: оценка: 3
2011. Бельгия. 90 минут.
Жанр: артхаус / драма.

Режиссер: Коэн Мортье.
Сценарий: Коэн Мортье,
Оператор: Глинн Спекарт ,
Композитор:The Bony King of Nowhere, Майк Галлахер .

В главных ролях: Титус де Воогт, Сэм Ловик, Ян Хамменекер.
В ролях: Франсуа Букелаэрс, Норман Баэрт и др.

Награды:
международный кинофестиваль в Мексике — Золотая пальма (2011).

Версия для печати

Мор: Не ждали

22 мая оценка: 3

Коэн Мортье ошеломил первым фильмом "Экс-драммер", поэтому я сильно, планомерно, с неослабевающим желанием ждала следующего хода от человека, беспощадно и чересчур буквально воплотившего ницшеанскую философию. Годы проходили, но в планах все равно значился фильм "22 mei", который исчез в недрах кинофестивалей, а затем невыносимо долго не переводился с голландского. Спасибо энтузиастам-релизерам за перевод. Примерно такая же история в свое время происходила с "Красной Армией" Вакамацу, так что в итоге мне пришлось перевести ее самой. Я не знала, чего ждать от Мортье, но его энергия, бескомпромиссность, жестокость заставляли ожидать чего-то. Неудивительно, что "22 мая" разочаровал — это европейский артхаус, хоть и не лишенный атмосферы. Он полон ненужных обрывков, медленных пролетов камеры, это посттравматический синдром, сон сбежавшего охранника, который снова и снова пытается предотвратить взрыв. Впрочем, сними Мортье очередное жесткое откровение, это выглядело бы повторением, неумением развиваться.



В отличие от заполненного тугим басом энергичного ролика "22 mei" — фильм не слишком энергичный. Его лучшая часть — проход камеры за идущим на работу человеком. Внимательность камеры и скрупулезная, неровная, нагловатая даже фиксация действий обыкновенного героя порождает и поддерживает любопытство. Камера то приближается, то удаляется, бесцеремонно подталкивая идущего. В "22 мая" при желании можно даже найти отголоски философии "Экс-драммера": почему взорвали супермаркет? можно ли было это предотвратить? Многие авторы могли бы удариться в нравоучения, Мортье же заставляет охранника средних лет в обличье духа бродить около собранного, непроницаемого подростка, приматывающего на себя бомбу. Он говорит: половина людей слишком скучны, мелки, а другая половина замкнута внутри собственной драмы, туда нет входа, оставь свои лучшие намерения при себе. Собственно, нигде намерения предотвратить взрыв не выглядят такими неуместными, как в фильме Мортье. Они и лучшими не кажутся — попытки охранника роботизованы, в них нет личного, они автоматические, предпринимаемые в состоянии шока, и только нарочитая бессмысленность остальных героев превращает упорство охранника в подобие героизма. К концу Мортье его быстро обесценивает.

Если прежде Мортье безжалостно оглядывал гопоту, жителей низов, то теперь смотрит на истории продавцов, клиентов супермаркета, людей, ничем не выделяющихся. Герои "Экс-ударника" рушились в ад и безумие с дьявольским размахом, вызывающим вопль ужаса вместе со смехом, а рассказы умерших в супермаркете людей малоинтересны. Пусть катятся к черту со своими колясками и идиотскими историями. И именно тогда Мортье опять совершает со зрителем это, переворачивает картинку. Герои фильма получают момент величественности, только когда умирают => лучшее применение для обыденных жизней — смерть. Снова опасный вывод. Боюсь, я зашла слишком далеко в своих умозаключениях, подгоняя факты под желаемое.

"22 мая" завершается, словно "Забриски пойнт", — взмывают вверх пластиковые стулья, несет в воздухе капли крови, падают в слоу-мо столбы пыли. Дрочивший в кабинке мужик взлетает вверх, его потный, спрятанный стояк становится приапической фреской. Все мелкое превращается в большое, когда звучит взрыв.

(30.11.2011)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: