Главная страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Проклятие / Kárhozat (1988)


Проклятие
Средняя оценка: оценка: 3.5
1988. Венгрия. 116 минут.
Жанр: драма / мелодрама / криминальный.

Режиссер: Бела Тарр.
Сценарий: Ласло Краснахоркаи, Бела Тарр,
Оператор: Габор Медвиги,
Композитор: Михай Виг.

В главных ролях: Габор Балог, Янос Балог, Петер Брезньик Берг.
В ролях: Имре Чмелик, Дьёрдь Черхальми и др.

Награды:
Каннский кинофестиваль — спецнаграда (2005).

Версия для печати

Мор: Жизнь — это ад.

Проклятие оценка: 3.5

Черно-белый мир "Проклятия" — пространство, в котором тяга к женщине является не избавлением, а еще большим падением, окончательно уничтожающим человеческую личность. Но дело не в женщине даже, а в бытии, которое Тарр рисует безжалостным, безэмоциональным, запредельным. Застывший мир грязных брошенных полей, над которыми, поскрипывая, перемещаются кабинки с рудой, — это чистилище, где нет ни одного настоящего чувства, только тянущая, мрачная одержимость слабого человека. Будучи снятым другим режиссером, "Проклятие" превратилось бы в классический мрачный артхаус стран советского лагеря, но у Тарра другой ритм, другая эстетика. В итоге черно-белые кадры псевдонуара превращаются в тягучее, липкое полотно иного мира. Это изнанка существования — не в смысле отвратительного, а в смысле запредельного. Такую концентрацию инаковости иногда создают постапокалиптические фильмы, в которых развалины мира обыкновенного предстают некоей принципиально новой формацией. Неудивительно, что во второй части фильма все люди города пускаются в бессмысленную долгую пляску, напоминающую danse macabre.



В "Проклятии" человек влюблен в женатую женщину, певицу бара "Титаник". Говорящее название — все здесь медленно идут ко дну. Герою выпадает криминальный шанс подзаработать, но он отдает эту возможность мужу певицы, чтобы согрешить с его женой. Та же равнодушна, ей нет дела ни до кого — и вскоре она отдается бармену в машине. Формально нуарный сюжет в фильме Тарра ничего общего с нуаром не имеет. Здесь и героев как таковых нет, все размывается в картине разрушения. Разрушается условно "роковая женщина", теряя эмоции, разлагаясь в грязном баре. Разрушается герой, который говорит о том, на что готов, но готовый только на сцены, натыкающиеся на железобетонную инертность, холодность женщины, медленно двигающейся на нем просто от нечего делать — потому, что ей не хочется сопротивляться. Разрушается окружение — в дожде гниют дома, бегают туда-сюда бродячие собаки.

Мир фильмов Белы Тарра — мир, в котором жизнь тяжкий ( а в "Проклятии" — еще и бесполезный) труд, хоровод вереницы теней, где человек и собака одинаково удалены от взора Бога.





Вдогонку две хорошие статьи о Тарре:
журнал "Сеанс" http://seance.ru/blog/bela-tarr/
Cinematicle http://www.cineticle.com/focus/229-bela-tarr-skvoz-statiku-k-metafizike.html

(28.01.2012)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: